Суббота, 26.05.2018, 03:21
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Диагностика сформированности творческой деятельности подростков в процессе работы над тематической композицией

Экспериментальная работа по выявлению активизации творческой деятельности, первый этап которой осуществлялся в течение 2010-2012 уч. года в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Дом детского творчества» (с 2017 г. ГБОУ «Школа № 1223»). В данном этапе констатирующего эксперимента по нашему исследованию приняли участие 134 ученика. На этом этапе мы поставили перед собой задачу - проанализировать и систематизировать подходы к обучению тематической композиции на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Для этого мы выявили педагогические условия выстраивания методики, направленной на активизацию творческой деятельности обучающихся на занятиях тематической композицией, которые включают в себя:

Определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся, проявляющегося на занятии в результате творческой деятельности.

Выявление возрастных особенностей подросткового возраста в процессе создания образа и те его черты, которые можно развивать.

Определение тех затруднений, которые испытывают дети в процессе реализации замысла.

Определение возможных причин недочетов в знаниях и умениях подростков, которые проявляются в решении тематических композиций.

Для диагностики мы использовали:

Задания на определение уровня изобразительных навыков.

Практические задания для определения активности творческой деятельности.

Проведение тестирования на выявление развития творческих способностей.

Общение с детьми (беседы) и родителями с целью выявления детей, которые ещё не определились в своих предпочтениях, интересах и склонностях.

Это исследование было проведено нами для получения достоверных результатов относительно начальных знаний и практических умений подростков в сфере изобразительного искусства, определения их художественных способностей и творческого потенциала.

Для своего исследования в качестве первого контрольного задания была выбрана методика - «Человек, дом, дерево» (ЧДД) - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Данный тест могут выполнять как взрослые, так и дети. Методика Дж. Бука направлена на изучение личности человека и применяется в клинической практике. Нами она была использована как творческое задание для последующего определения изобразительной грамотности, умений передачи художественной выразительности, пространственного расположения, художественно-образного решения, эмоциональности и оригинальности рисунка.

Но в связи с нашим исследованием мы сочли, что будет рациональнее усложнить задачу. В ходе ознакомления с темой предстоящей работы обучающиеся настраивались на достижение выразительного рисунка. Поэтому ребятам было сказано о важности сочинить в рисунке интересную выразительную композицию.

По результатам анализа данного задания, в 34 % работ обучающихся не выявлено главное. Ритм как выразительное средство показан у 39 % обучающихся (см. таблицу 2.1). Элементы движения в работах присутствуют у 40 % испытуемых, и характерны в основном в изображении человека, как одушевленного предмета (см. таблицу 2.2, 2.3). В большинстве работ все элементы композиции статичны (см. таблицу 2.1, 2.2).

Таблица 2.1 - Композиция «Человек, дом, дерево». Констатирующий эксперимент.


 

Низкий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности.

 


 

Рис. 2.1 Ольга Ф.,11 лет, Рис. 2.2 Андрей Ч.,12 лет, Рис. 2.3 Иван Н., 10 лет

Таблица 2.2 - Композиция «Человек, дом, дерево». Констатирующий эксперимент. Средний уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности.

 

Рис. 2.4 Илья Б., 11 лет, Рис. 2.5 Софья Е., 10 лет, Рис. 2.6 Маргарита А., 13 лет, Рис. 2.7 Вероника П., 12 лет, Рис. 2.8 Катя Т.,11 лет, Рис. 2.9 Александра А., 12 лет

Работа с цветом осуществляется по принципу использования символических цветов (дом коричневый, небо голубое, листва зеленая) (см. таблицу 2.1, 2.2). В четверти работ применена фризовая композиция (см. таблицу 2.1). Большинство работ уже содержит многоплановое построение,

но пропорции не соблюдаются (см. таблицу 2.2, 2.3).

Таблица 2.3 - Композиция «Человек, дом, дерево». Констатирующий эксперимент. Высокий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности.

Рис. 2.10 Татьяна С.,12 лет, Рис. 2.11 Глеб Н., 12 лет, 2.12 Мария М., 13 лет, Рис. 2.13
Марина С., 11 лет

В рисунках детей проявляется стремление к более реалистической передаче окружающего мира, во многих работах прослеживаются элементы загораживания (см. таблицу 2.2, 2.3).

Попытки передать объем в рисунках по заданной теме можно проследить в изображении домов. Многие дети, желая, чтобы рисунок выглядел более реалистично, особое внимание уделяли конструкции дома. Для того чтобы дом выглядел правдоподобно, дети изображают его не спереди, а сбоку, стараясь передать несколько сторон. Но зная, что дома имеют прямые углы, изображают их как бы в развернутом состоянии, не применяя правила перспективного сокращения (см. таблицу 2.1, 2.2).

У меньшинства обучающихся нами были отмечены навыки передачи светотени на живописной стадии выполнения задания. Передача глубины пространства при работе с цветом развита, но слабо у половины учеников (см. таблицу 2.2, 2.3).

Стереотипное решение композиционных задач встречается в 60 % случаев (см. таблицу 2.1, 2.2).

Второе задание констатирующего эксперимента предусматривало выявление активности творческой деятельности обучающихся в процессе тематического рисования. У детей подросткового возраста рисование на темы ведется по двум направлениям: воображению и иллюстрированию литературных произведений. Выполнение тематического рисунка

обучающимися содержит определенные этапы: выбор сюжета, примерная организация сюжета, наблюдениенаброски с натуры связанные с темой, выполнение эскиза, выполнение рисунка.

Для второго задания была определена первая контрольная тема: изображение композиции на тему «Городской пейзаж». Задание было ориентировано на определение активности творческой деятельности обучающихся в процессе рисования на тему и измерения уровня

изобразительной грамотности. Для подростков эта тема часто применяется

учителями, так как город - это знакомая среда, в которой все близко и понятно. Тем самым каждый участник может наиболее правильно выразить свое понимание темы в процессе изображения. Также это задание наиболее полно подходит для измерения уровня творческой активности обучающихся в процессе рисования на тему. Во время обсуждения заданной темы в самом начале урока дети активны, тема всем понятна и эмоционально привлекательна. Они активно представляли и выбирали из многообразия окружающей среды знакомые сюжеты, предлагая все новые идеи, вспоминая все новые подробности, и с нетерпением ждали, когда же можно будет приступить к рисованию.

Предварительная компоновка не вызвала ни у кого затруднений, однако, когда пришло время усложнить рисунок, привнести в него детальность, выяснилось, что идея детей носит общий характер: обучающийся знает, что будет изображать школьный двор, но помимо забора и школы не может найти, что еще следует добавить в композицию. Свое общее эмоциональное впечатление он не может проявить художественными средствами, и как следствие, быстро разочаровывается и теряет интерес к работе, так как не имеет перед собой наглядных примеров. Изобразительный ряд должен отложиться у него в памяти в процессе выполнения набросков и зарисовок с натуры. Естественно, что в силу возраста у ребенка нет накопленных зрительных впечатлений. Поэтому на практике учителя стараются привлечь интерес детей нестандартными художественными материалами и техниками. Далее дети приступили к работе с цветом. В целях наиболее полного раскрытия творческих способностей было предложено самостоятельно выбрать художественные материалы. Формат листа был един.

В результате рисования на темы были выявлены следующие результаты. Художественно-образное решение композиции получилось не у всех. Более 30% обучающихся столкнулись с трудностью в выявлении главного в работе (см. таблицу 2.4, 2.10). У 60% обучающихся рисунки были более выразительны за счет выделения композиционного центра работы различными приемами, в основном за счет цветовых контрастов. При этом обучающиеся мало обращают внимания на тональные соотношения. В 39% работ обучающихся присутствует движение и соблюдается ритм (см. таблицу 2.5, 2.6, 2.15).

Таблица 2.4 - Композиция «Городской пейзаж». Констатирующий эксперимент. Низкий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности

Рис. 2.14 Лена Л.,11 лет, Рис. 2.15 Виктор М., 11 лет.

 

Таблица 2.5 - Композиция «Городской пейзаж». Констатирующий эксперимент. Средний
уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности

 

Рис. 2.16 Вика Л.,12 лет, Рис. 2.17 Наташа В., 12 лет.

 

Оригинальность художественного образа - обязательное требование его признания. 27% обучающихся изображали объекты в их двухмерном выражении, многие детали имели упрощенную форму. 67% работ можно считать неинтересными и однообразными. Например, в рисунке изображены 2-3 дома прямоугольной формы и дорога на нижней кромке листа. В некоторых работах имеется явное несоответствие пропорций (см. таблицу

2.14).

 

Таблица 2.6 - Композиция «Городской пейзаж». Констатирующий эксперимент. Высокий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности

 

Объемно-пространственное решение композиции удалось 77% обучающимся. Они явно знают, что представляет собой город, но не все еще могут это отобразить (см. таблицу 2.5, 2.6). 25% учащихся выполняет фризовое изображение (см. таблицу 2.4). Линейная и воздушная перспектива присутствует (см. таблицу 2.5, 2.6, 2.11). Наличие в рисунках элементов загораживания также встречается у половины испытуемых (см. таблицу 2.5, 2.6, 2.11).

Уровень владения художественными материалами не очень высок. По рисункам видно, что 64% не очень часто используют палитру, не ищут оттенки, а применяют готовые краски (см. таблицу 2.4, 2.5, 2.16).

О показателях творческой активности в процессе рисования на тему у обучающихся подросткового возраста говорит следующее: Эмоциональное раскрытие темы находится на довольно высоком уровне, потому что тема хорошо понятна и связана с их непосредственным окружением. В эмоциональном плане 34% работ выразительны, что демонстрирует отношение детей к изображению (см. таблицу 2.5, 2.17). 30% обучающихся, справились с образным решением темы, у остальных в работе присутствовали прямоугольники, которые символизировали здания (см. таблицу 2.5, 2.4, 2.10, 2.11). В связи с тем, что у учащихся недостаточно наглядной информации, большинство работ похожи друг на друга. Но все же в 30% работ обучающихся есть свои отличительные особенности (см. таблицу 2.6, 2.14). Эти особенности проявляются в характере использования деталей, интерпретации образных решений, введении в сюжет персонажей и природных явлений. Но в итоге 15% рисунков отличались оригинальной трактовкой. В 30% изображений прослеживается субъективный опыт обучающихся. То есть обучающиеся изображали те предметы и явления, которые хорошо им знакомы. Это могли быть скамейки, фонари, столбы, детские площадки, вывески. Таким образом, происходит образная активизация творческой деятельности через знакомые и значимые предметы из окружения детей. Большинство детей предпочли изобразить то, что для них значимо, в то время как репродукции, представленные в качестве примера, не вызвали интереса.

В композиции обучающиеся пытались изображать себя, своих друзей и близких. В отличие от рисования с натуры, во время рисования на тему обучающиеся среднего школьного возраста чувствовали себя неуверенно. В их композициях нет оригинальности. Это связано с тем, что в ходе рисования на тему ученики опираются на устоявшиеся представления, выявляя в своих картинах лишь общие, типичные черты, используют ранее известные способы изображения.

Третье задание констатирующего эксперимента было направленно на определение творческой активности и изобразительной грамотности в процессе работы над иллюстрированием «У Лукоморья дуб зеленый» (из поэмы А.С. Пушкина). Данное стихотворение хорошо знакомо обучающимся среднего школьного возраста, так как входит в школьную программу.

Говоря об изобразительной грамотности, можно отметить, что на большинстве работ присутствовало выделение, за счет размера и центрального размещения главного героя. Во многих работах элементы композиции отсутствовали. Изображения, как и в первом задании, в основном располагались в нижней части листа.

Таблица 2.7 - Композиция «У Лукоморья дуб зеленый». Констатирующий эксперимент. Низкий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности

Рис. 2.21 Сергей Д., 10 лет, Рис. 2.22 Ульяна М., 11 лет

 

Основой творческой деятельности обучающихся является поиск

композиционного решения. Важно, чтобы в композиции иллюстрации все

было подчинено общей идее сюжета произведения. Так называемый пересчет

предметов, без смысловых связей, явился типичным для 53% обучающихся

(см. таблицу 2.7, 2.12). Только у половины обучающихся в работах

присутствует многоплановая композиция. В таких иллюстрациях можно

выделить более крупные изображения в нижней части листа и менее крупные

в верхней. У 65% обучающихся присутствуют в разном качестве элементы

загораживания (см. таблицу 2.8, 2.9, 2.11).

Таблица 2.8 - Композиция «У Лукоморья дуб зеленый». Констатирующий эксперимент. Средний уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности.

 

2.23 Кристина П., 12 лет, Рис. 2.24 Елизавета С., 11 лет, Рис. 2.25 Дима Д., 12 лет

 

Таблица 2.9 - Композиция «У Лукоморья дуб зеленый». Констатирующий эксперимент. Высокий уровень художественно-композиционной деятельности и творческой активности.

 

Говоря о творческой активности обучающихся в процессе работы над иллюстрацией стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый», можно отметить следующее. Эмоциональное отношение детей к изображению проявляется в 60% рисунков. Данное задание дало детям большие возможности в проявлении своего творческого потенциала в работе над тематической композицией, так как все дети хорошо знакомы с сюжетом и понимают его, легко могут представить себе литературных героев (см. таблицу 2.8, 2.9, 2.17). Значительное количество рисунков выполнено карандашами и фломастерами, что делает рисунки менее выразительными, так как дети практически не пользуются такими средствами как штрих и линия. Работы, выполненные в красках, более эмоциональны. Учащиеся среднего школьного возраста из школьной программы должны знать и понимать законы цветоделения и применять их для передачи характеров героев. В результате анализа работ обучающихся было выявлено использование основных цветов и готовых смесей, и лишь 40% учащихся используют определенный колорит для передачи эмоционального состояния рисунка (см. таблицу 2.7, 2.13).

На низком уровне мы видим зрительное восприятие образа предметов, что подчеркивает необходимость учителя в развитии у обучающихся наблюдательности и внимания (см. таблицу 2.7, 2.17). В работах девочек было заметно увлечение женскими образами, что характерно для подросткового возраста.

К неоригинальным можно отнести более половины изображений. Типичными для таких композиций можно считать упрощённость образов и обобщенность форм, однотипность сюжетов.

Творческая активность обучающихся среднего школьного возраста в процессе иллюстрирования сказки имела средние показатели, так как в процессе рисования обучающиеся опирались не на использование воображения в передаче определенного сюжетного замысла, а на знакомые образы предметов и явлений, что оказывает неблагоприятное воздействие на занятия творчеством. Творческая активность снижается.

Помимо заданий на изобразительную грамотность проводился тест на уровень развития воображения, образного мышления и степени творческих способностей. Тест «Создание изображений из объектов» позволяет проанализировать способность детей к фантазии, воссоздающему воображению. В рамках тестирования предлагалось нарисовать заданные объекты: кошку, клоуна, домик и т.д., используя определенный набор геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, трапецию). Использование фигур допускается многократно с изменением их размеров и наклона. Добавление в рисунок других фигур либо линий запрещено. Во время оценки предполагается учитывать степень похожести на заданный объект, использование всех геометрических фигур, их компоновку и оригинальность.

Результаты оценивались по 5 бальной шкале:

Изображение мало похоже на реальный объект - 1 балл.

Изображение выполнено похоже, использованы все геометрические фигуры - 3 бала.

Изображение выполнено похоже, оригинально и остроумно, использованы все фигуры - 5 баллов.

Рис 2.25 Пример изображения клоуна с помощью геометрических фигур

Анализ выполненных работ показал, что 30% тестируемых получили 1 балл. В рисунках этих учащихся объекты были мало похожи на заданные предметы. В изображении людей применялись лишь некоторые геометрические фигуры. Клоуны были решены упрощенно. Пропорции практически не были представлены. Изображения животных также были условны, в них сложно было узнать конкретное животное. Изображения домиков были типичны для детей младшего школьного возраста. 55% обучающихся показали средний результат. Их рисунки были узнаваемы, но все же стереотипны. Изображения, которые оценивались на 5 баллов, выполнили 15% обучающихся. В их рисунках можно было увидеть оригинальность и определенные знания конструкций. Такие обучающиеся, как выяснилось, когда-либо посещали или посещают художественные, театральные или музыкальные студии.

В заключение нашего исследования мы предложили родителям обучающихся анкету, разработанную Л.Ф Тихомировой - специалистом по развитию интеллектуальных способностей детей [110], позволяющую расширить представления о ребенке, выявив индекс познавательной активности (см. приложение 2).

Л.Ф. Тихомирова отмечает высокий уровень мотивации познавательной деятельности от 3,5 до 5, к среднему уровню относит от 2,5 до 3,5, и низким является уровень ниже 2.5. Результаты анкетирования показали, что 55 % учащихся проявляют средний уровень мотивации к познавательной деятельности, 36% высокий уровень, и 14% низкий уровень. Такой предварительный опрос позволяет сформулировать наиболее подходящие задания для каждого обучающегося. При низком показателе уровня познавательной активности необходимо формировать положительную мотивацию познавательной деятельности, так считает автор анкеты Л.Ф. Тихомирова. С этими задачами могут справиться обучающиеся на занятиях изобразительной деятельностью в системе дополнительного образования. При этом обучающимся предлагаются различные интересные задания и упражнения для их общего и художественного развития.

Поскольку проведение констатирующего этапа нашего исследования представляло собой комплекс заданий, тестов и опросов, это позволило сформулировать тенденции в развитии художественных навыков и умений, а также в проявлении творческой активности подростков, в анализе форм и деталей изображаемых предметов в композиции.

По результатам констатирующего этапа нашего исследования можно сделать следующие выводы.

У значительного количества обучающихся к подростковому возрасту уровень восприятия внешнего мира увеличивается, но выявляется слабый уровень сформированности изобразительных навыков и творческих способностей. Поэтому они не могут проявить свои потребности, свои мысли в более детальном отображении, используя средства художественной выразительности. В связи с этим можно сказать об уровне творческой активности, который существенно зависит от увлеченности обучающихся в изображении, их отношения и настроя. Угасание творческой активности отмечается после первых проблем, связанных с затруднением в реализации своих идей художественно-выразительными средствами.

Анализ тестовых заданий показал низкий результат образного мышления и воображения подростков. Многие не могут самостоятельно решать творческие задачи.

Таблица 2.10

Художественно-образное решение композиции

Выделение главного - Размером

Выделение главного - Цветом

Выделение главного - Тоном

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

46

28

60

42

37

55

59

45

30

%

34

21

45

31

28

41

44

34

22

 

Таблица 2.11

Объемно-пространственное решение композиции

Композиционно - пространственное решение

Загораживание

Передача

объема

Уровень

фризовое

(Н)

многоплановое

(С)

с эл-тами перс-вы (В)

Н

С

В

Н

С

В

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

33

74

27

47

27

60

64

28

42

%

25

55

20

35

20

45

48

21

31

Таблица 2.12

Передача смысловых связей

Уровень

Нет

Есть

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

71

66

% к

53

47

Таблица 2.13

Колорит - как средство выразительности

Уровень

Нет

Есть

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

86

48

%

64

38

Таблица 2.14

Оригинальность художественного образа

Уровень

Стереотипное (Н)

Оригинальное(В)

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

90

44

%

67

33

 

Таблица 2.15

Передача движения

Уровень

Нет

Есть

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

82

52

%

61

39

Таблица 2.16

Владение техническими навыками работы красками

Акварельные краски

Гуашевые краски

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Констатирующий эксперимент

Кол-во учащихся

71

42

21

52

44

38

%

53

31

16

39

33

27

Таблица 2.17

Творческая активность

Эмоциональное раскрытие темы

Образное

решение

темы

Сформированность

замысла

Применение

субъективного

опыта

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

43

39

52

93

21

20

52

46

36

94

25

15

%

37

29

34

69

16

15

39

34

27

70

19

11

Таблица 2.18

Творческая активность

Художественно-образное

сопоставление

Анимация

изображения

Творческая

смелость

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Констатирующий эксперимент

Кол-во

учащихся

34

63

37

75

34

25

54

46

34

%

25

47

28

56

25

19

40

35

25

По результатам констатирующего этапа эксперимента мы видим, что в связи с отсутствием научно обоснованной методики активизации творческой деятельности обучающихся в процессе обучения изобразительному искусству снижается их дальнейшая творческая активность. Появляется необходимость в поиске решений этой актуальной проблемы в современной образовательной среде. Но разработанная нами методика активизации творческой деятельности обучающихся в процессе обучения изобразительному искусству позволит вызвать интерес обучающихся к художественной деятельности поможет раскрыть творческий потенциал, развивать способности к образному мышлению и восприятию объективного мира, воспитывать духовно-нравственные качества личности.

Опираясь на изученные нами научные исследования по психологии, педагогике, искусствоведению, методике преподавания изобразительного искусства, мы пришли к выводу, позволяющему подтвердить гипотезу исследования. Если применять научно обоснованную методику в рамках активизации творческой деятельности, определить факторы, способствующие познавательной активности обучающихся, определить педагогические условия и методы обучения, стимулирующие активность, содержание развивающих композиционных заданий, методы и критерии оценок художественного развития обучающихся подросткового возраста, то можно ожидать более высокие результаты в процессе обучения, воспитания и развития на занятиях тематической композицией, использованием различных моделей творческой деятельности обучающихся.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (14.05.2018)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%