Суббота, 26.05.2018, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Внедрение методики активизации творческой деятельности и характеристика критериев оценки работ подростков на занятиях тематической композицией

В настоящее время достаточно активно увеличивается интерес к проблемам художественного образования. Поэтому дополнительное образование начинает занимать важное место в сфере художественного образования. Принцип современного дополнительного образования в нашей

стране - предоставлять учащимся спектр различных вариантов, возможностей, образовательных траекторий. Поэтому основным

назначением дополнительного образования становится удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей. Целью дополнительного образования первоначально является возможность свободного выбора привлекательных для ребенка вариантов и форм деятельности. Такой вид вариативного образования также нацелен на формирование у обучающихся индивидуальных взглядов на окружающую действительность, развитие познавательной мотивации и творческих способностей.

Основной целью дополнительного образования является развитие активности к познанию и творчеству. В связи с этим остро встает проблема поиска наиболее эффективных приемов, средств, педагогических технологий, способных активизировать творческую деятельность в условиях дополнительного образования. Л.Н. Толстой писал о значимости творческой активности в учебной деятельности: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [85, с. 118].

В процессе развития личности человека одной из первостепенных задач становится создание и развитие творческой активности подростков. Жизненная позиция и благополучно гармоничное развитие личности будет зависеть от развития творческой составляющей, присутствующей в повседневной деятельности. В учреждениях дополнительного образования образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и также направлен на качественное и динамическое развитие способностей каждого обучающегося. Это позволяет проявить в большей степени заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал.

Активность обучающихся, как одна из важнейших необходимостей для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Для активной творческой деятельности по созданию художественного образа, для преобразования окружающих явлений, процессов и предметов в целостную композицию у ребенка должно быть желание проявить свои умственные и художественно-творческие способности.

Если на практике не учитывать и не соблюдать педагогические условия, то активизация творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет невозможна. «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [50, c. 56].

По мнению большинства исследователей детского изобразительного искусства, художественное творчество формируется и развивается в условиях специально организованного педагогического процесса. «Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому» [45, c. 14].

От присутствия мотивации к определенному виду деятельности зависит активность. Творческая деятельность осуществляется наиболее эффективно, если у учащегося есть мотивы, побуждающие действовать активно. Для
мотивации обучающихся необходимо применять методы эмоционального стимулирования и познавательного интереса [98] (см. схему 2.1).

Настраивая обучающих на положительное отношение к изобразительной деятельности, осуществляется их эмоциональное стимулирование. Эмоциональность повышает эффективность достигаемых целей за счет активизации процессов восприятия, воображения, осмысления.

Существуют методы эмоционального стимулирования, к ним относятся: моделирование ситуации успеха в достижении результата и поощрение в обучении.

На занятиях учителю очень важно создавать атмосферу увлеченности, которая не рождается сама. Учителю необходимо создавать такие условия, чтобы обучающиеся успешно справлялись с поставленными задачами, что приведет впоследствии к чувству уверенности в своих силах и легкости процесса обучения, так проявляется моделирование ситуации успеха. «Любое художественное познание нереально, ложно без радости, получаемой от него» [71, c. 192]. Учителю необходимо формулировать задание таким образом, чтобы обучающийся не мог с ним не справиться, в результате чего, независимо от уровня подготовки обучающегося, интерес к изобразительной деятельности не угаснет.

Похвала как поощрение в обучении очень важна для ребенка, она представляет собой положительное оценивание какого-либо отдельного качества личности ребенка или выполненного им рисунка. Поэтому важно организовывать выставки детского изобразительного творчества с участием работ всех учеников. Это укрепляет веру в свои силы, повышает мотивацию к творческой деятельности.

На основе методов готовности к восприятию учебного материала, стимулирования увлекательным содержанием, а также создания ситуации творческого поиска, происходит активизация познавательного интереса. Любое знакомство с произведениями искусства поможет острее прочувствовать прекрасное в жизни, обогатит мир душевных переживаний ребенка. А восприятие художественных объектов будет способствовать зарождению образов в творчестве детей.

Такой метод активизации творческой деятельности, как метод организации готовности восприятия учебного материала, предполагает ставить задания, устремленные на подготовку к выполнению основной темы урока. Данный метод создает возможности для увеличения ассоциативных связей, творческого осмысления темы и наиболее полного отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности.

Следующий метод - метод стимулирования увлекательным содержанием. Этот метод предполагает подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Благодаря использованию этого метода на занятии, учителю удастся создать атмосферу вдохновения, некоторой оживленности. Это, в свою очередь, пробудит положительное отношение к учебной деятельности и будет служить отправной точкой на пути активизации творчества обучающихся. Занимательность можно выстроить через овладение детьми основными способами творческого решения художественного произведения и новыми художественными материалами и техниками.

Другой метод - метод создания ситуации творческого поиска, вызывает большой познавательный интерес. К.Д. Ушинский призывал учителей развивать познавательные способности детей в учебной деятельности. Он писал, что учителя «должны постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь» [115, c. 500].

Основной принцип в выборе заданий для обучающихся учреждений дополнительного образования - подбор заданий, стимулирующих проявление творческой инициативы. Очень важно создавать условия, которые будут позволять непринужденно решать поставленные задачи, интерпретировать нестандартно замысел рисунка и искать выразительные способы компоновки изображения. Также важно постоянно приучать обучающихся к самостоятельной художественно-творческой деятельности. «В педагогическом аспекте творчество - это повышенная активность ученика, в результате которой он открывает много нового для себя - в своих возможностях, в познании мира» [86, c. 8].

Таким образом, приведенные выше методы дают верный результат в развитии творческой активности обучающихся, а также вызывают искренний интерес к учебе, мотивируют обучающихся преодолевать трудности, оказывая содействие к скорому развитию творческого мышления и воображения на занятиях изобразительным искусством [109].

В исследованиях детского изобразительного творчества Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной, Э.Э. Пурика, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова доказываются критерии, по которым можно проследить влияние различных методов обучения на развитие творческих способностей и изобразительных умений обучающихся. Показатели композиционной работы и творчества обучающихся являются единым целым и не разделены на отдельные критерии, потому что они взаимообусловлены и тесно связаны между собой.

Ю.В Станек представляет единственный путь установления по рисунку уровня эмоционально-творческого развития ребенка, но рассматривая работы по критерию «выразительность» качественные признаки выразительности были им выделены [42, с. 23].

Становится важным аргументированно подойти к подбору критериев оценки творческой деятельности подростков. Мы считаем, что целесообразно выделить и блок художественно-композиционной деятельности, который есть у всех исследователей и отражает качество усвоения определенных знаний, умений и навыков.

Ввиду того, что на занятиях тематической композицией единовременно разрешаются задачи обучения композиции и активизации творческой деятельности, устройство критериев оценки рисунков подростков непосредственно связанно с особенностями творческой деятельности в процессе работы над композицией.

Таким образом, целесообразно выделить два блока критериев для оценивания работ обучающихся - блок хуДожественно-композиционной деятельности и блок творческой активности. Применять их следует в оценке тематических композиций подростков. Эти блоки критериев находятся во взаимосвязи и взаимозависимости (см. схему 2.2)

 

Схема 2-2. Критерии оценки композиционно-творческой деятельности подростков

 

Применение

субъективного

опыта

 

.Анимация

изображения

 

Образное решение темы

 

Эмоционально е раскрытие

 

Критерии

творческой

активности

 

Художественно

-образное

сопоставление

 

СфорМИрОБЗННОСТЬ

замысла

 

Критерии оценки композиционно-творческой деятельности подростков

 

Творческое владение тех ническиминависами работы кокками

 

Критерии художественно­композиционной деятельности

 

Художественно-

Объекно-

образное решение

пространственное

КОМПОЗИЦИИ

__________ К      в

решение композиции

---------- х х

' л                 —

 

На основании рассмотренных и проанализированных критериев, предложенных Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Э.И. Кубышкиной, В.С. Кузиным, С.П. Ломовым, Э.Э. Пурик, Е.Е. Рожковой, Ю.В. Станеком, А.П. Сухаревой, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсовым, в блок творческой активности нами были включены те критерии, которые в полном объеме отражают активную творческую деятельность учащихся на занятиях тематической композицией.

К таким критериям мы отнесли:

• Эмоциональное раскрытие темы;

• Образное решение темы;

• Сформированность замысла;

• Применение субъективного опыта;

• Художественно-образное сопоставление;

• Анимация изображения;

• Творческая смелость.

Критерии творческой активности раскрывают качество деятельности детей в процессе рисования и выразительные качества рисунка.

Содержание предлагаемых качественных признаков мы понимаем так:

Эмоциональное раскрытие темы.

Это достаточно важный критерий, выражающий эмоциональное отношение к изображаемому: то, что поразило ребенка, вызвало определенные эмоции. Следует принять во внимание влияние эмоций на образные представления. Чувства преобразовываются в определенные образы. Одним из важнейших компонентов детской фантазии являются эмоции, появившиеся на основе настроения.

Об этом упоминали в своих трудах В.С. Кузин, Г.В. Лабунская, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Ю.В. Станэк. Например, Н.Н. Ростовцев делал акцент на то, что «эмоции и чувства - это не что иное, как психическое состояние, представляющие собой отражение положительного или отрицательного отношения человека к фактам и явлениям реальной действительности» [86, с. 42]. При изображении натуры обучающиеся стараются изобразить не только натуру, но и передать в изображении свое отношение к ней. Эмоциональное отношение к изображаемому лежит в основе выразительности.

В процессе изобразительной деятельности подростки для выражения отношения к нарисованному в качестве средств используют: линию, пятно, цвет, фактуру, стилизацию, трансформацию, композицию.

Линия, являясь основным элементом изобразительности в рисунках подростков, становится средством выражения эмоционального отношения, помимо средства изображения. Стоит отметить, если ребенку нравится, то линия тщательно проработана, если же отношение отрицательное - преднамеренно небрежно. В зависимости от творческой задачи движения линий могут быть нежными или плавными, стремительными или хаотичными. Одна линия - один уровень эмоционального ощущения, комбинация нескольких линий создает более объемное впечатление, часто повторяющиеся наслоения линий приводят к образованию пятна.

Пятно также является одним из основных выразительных средств, характерных для рисунков детей среднего школьного возраста. Пятно наиболее активно участвует в создании изображения, ее художественной формы, обладает большими возможностями в передаче объемно­пространственного и колористического строя произведения. Пятно является основным средством для выявления на плоскости трехмерной формы, создания иллюзии реального пространства. Оно главный изобразительный носитель эмоционального внутреннего состояния художника, визуального восприятия окружающей жизни, его фантазий.

Также основным из выразительных средств в рисунках детей является цвет, который вызывает у детей эмоциональные переживания, тем самым выполняя выразительную и изобразительную функции. Тщательно подобранные цвета и оттенки могут выражать положительное эмоциональное отношение к своему рисунку, напротив использование чистых локальных цветов может быть связанно с малой заинтересованностью в выразительных качествах работы.

Фактура, как и цвет, помимо физической характеристики, обладает эстетической выразительностью. В сочетании с формой фактура пятна может воздействовать на чувственно-эмоциональное восприятие зрителя, значительно усиливать воздействие на него и вызывать разнообразные образы, ассоциации, впечатления. Разнообразие фактур, применяемых учащимся в своем рисунке, может свидетельствовать о высокой творческой активности и заинтересованности в интересной выразительности их художественного произведения.

Особым выразительным средством в рисунках подростков становится стилизация и трансформация. Использование стилизации и трансформации изображаемых предметов является характерной чертой для выразительности рисунков подростков (при положительном отношении к ним). Стилизация - один из приемов образной визуальной организации предметной формы, при которой вычленяется наиболее характерное, и отбрасываются второстепенные, ненужные детали. Трансформация - это изменение формы предмета, при которой предметы и пятна, участвующие в ее создании, изменяют свою конфигурацию, зачастую принимая самые невероятные очертания.

Эмоциональное отношение ребенка к своему изображению также выражает построение композиции листа. Бывает так, что выразительность композиции находится в прямой зависимости от состояния обучающегося на момент выполнения работы. Равнодушие в выборе выразительных средств будет означать, что ребенка задание не заинтересовало. Поэтому эмоциональный подход к трактовке изображения будет свидетельствовать об активной творческой деятельности обучающихся.

Образное решение темы.

Образ предмета воспроизводится в сознании и приобретает эмоциональным отношением к нему, обусловленным жизненными обстоятельствами. А.Н. Леонтьев считает, что таким образом формируется субъективная «картина мира, в которой «для возникновения образа недостаточно одностороннего воздействия вещи на органы чувств, необходимого существования встречного активного со стороны субъекта процесса» [60, с. 47]. Таким образом, видно огромное значение педагогического влияния на формирование встречной активности ребенка. В результате такого педагогического влияния в сознании подростка создается выразительный неповторимый облик предмета - образ. Образ конструируется посредством визуального мышления с учетом изобразительной задачи и фиксирует результат решения. Образное решение темы в воображении ребенка воплощается в его изображениях. Такой критерий оценки детских рисунков был обозначен Н.А. Ветлугиной, В.С. Кузиным, Ю.В. Станэк, Б.Г. Юсовым.

Образ несет в себе одновременно целостно-духовное содержание. При изображении предметов окружающего мира подростки обращают внимание на то, что он представляет из себя на данный момент. Актуализация прошлого восприятия, активное формирование, приводящее к созданию образа, сходного с тем наглядным материалом, на котором он первоначально возникает, представляют собой основное содержание такой деятельности. То есть, образное решение темы будет выражаться в рисунке через целый комплекс изобразительных представлений, накопленных ребенком.

В исследованиях Л.А. Буровкиной, В.П. Зинченко, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева и др. отчасти обоснованы наиболее важные компоненты реализации художественного образа в творческой деятельности. Например, Л.Г. Медведевым были выделены такие компоненты: художественные приемы; художественно-технические материалы; приемы экспрессии для выражения психологического состояния; усиление деталей, которые помогают выражению психологического состояния натуры; правильное технико-аналитическое освоение модели» [67]. Поэтому, критерий «образное решение темы» представляет собой направленность и характер преобразований, осуществляемых в образной форме. Такие преобразования определяются субъективными установками ребенка, его интересами, стремлением к эмоционально-образному выражению своего отношения к окружающему миру.

Сформированность замысла.

В рациональной форме замысел представляет собой проблемы, задачи, цели, идеи. В конечном итоге замысел должен использоваться в детальных образах воображения. Характерной особенностью образов воображения являются чувственность, субъективность. Критерий «субъективный замысел» - один из самых значимых критериев оценки детского рисунка. Это утверждали в своих работах Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.Е. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.Г. Юсов. Например, Т.С. Комарова обозначила два направления формирования замысла у детей, его развития и воплощения. К первому она отнесла «расширение знаний, представлений детей о тех предметах и явлениях, которые им предстоит изобразить» [51, с. 115-116].

Замысел в своей рациональной форме на занятии изобразительным искусством учитель разрабатывает в виде задачи. Потом он старается развить в сознании детей соответствующий аналог разнообразными способами и средствами, на основе чего и складывается чувственная сфера обучающихся, которая в результате должна найти воплощение в детальных образах воображения. Далее созданные образы воображения материализовываются в произведениях детей, при этом отражая их эмоциональное отношение и субъективность. Стоит отметить, что в рисунках интерес для нас представляет оригинальность как проявление творческих возможностей обучающегося. Происходит процесс овладения навыками самостоятельной работы и наработка опыта практических действий, «который способствует увеличению скорости мыслительных операций и выполнения действий, создаются предпосылки оригинальных решений поставленной задачи, самостоятельной исследовательской деятельности. Самое важное - предвидеть результат, умение проектировать внутренние связи в процессе воплощения идеи» - пишет Л.А. Буровкина [13, с. 97].

Применение субъективного опыта.

Изображение, которое получается в результате активной мыслительной переработки всех образных впечатлений, визуальных представлений, приобретенных в результате прошлого опыта и изобразительной деятельности, совмещается с субъективным опытом, обеспечивая видоизменение ранее сформированных структур, а также создание новых, что и является продуктом творческого воображения. Личный опыт обучающихся проявляется в их рисунках. Изображая знакомые предметы, детали окружающего, они также применяют в изображении свой прошлый опыт. Субъективный опыт отражается на их рисунках введением хорошо знакомых им предметов и явлений. Также в изображении появляются знания, полученные в результате общения, чтения, просмотра кинофильмов и др.

Художественно-образное сопоставление. Это характеристика одного изображаемого объекта через другой на основе ассоциаций и аналогий. Большую роль в стимулировании процессов воображения и творческого мышления занимают ассоциативные связи, благодаря которым человек способен активно формировать свои представления о жизни.

Воспринимая вещь, ребенок выделяет в сознании признаки, которые его особенно впечатлили, и впоследствии на основании их у него формируются ассоциации и аналогии. В рисунке они могут выразиться через наличие образных сопоставлений, через тональные нюансы, цвет, форму, размер, украшения.

В процессе возникновения связей между следами сохраненных в памяти образов и представлений появляется новый образ, что активизирует деятельность воображения.

Анимация изображения.

Это специфическая форма художественного мышления и воображения, которая появляется в одушевлении не живых предметов в детском творчестве. Анимация является важным критерием в отражении творческой активности.

Воображение пробуждает весь спектр возможностей и активизирует потенциал ребенка, что способствует дальнейшему формированию образов. С помощью воображения внимание концентрируется на образной выразительности материального мира, формируется способность воспринимать особенные свойства объекта.

В рисунках анимация проявляется через одушевление, представление индивидуальных характеристик предмета или явления, их «настроения», «эмоций», внесение собственных переживаний в создаваемый образ.

Творческая смелость.

Рассматривая и изучая рисунки детей, мы можем говорить об их уверенности и внутренней свободе, такую возможность предоставляет нам общее впечатление от рисунка. Активность творческой деятельности зависит от изобразительного опыта, от накопленных умений, от различных переживаний и даже негативных оценок детских работ. Часто подростки боятся осуществить в рисунке свой замысел из-за неуверенности в успехе, у них нет творческой смелости. Неуверенность и сомнения ребенка отражаются в композиционной организации листа, например, изображение может быть маленьким, смещено близко к одному краю или к углу листа, а также в невыразительном цветовом и тоновом решении. Обучающиеся могут выбирать однообразные художественные материалы, которыми, ими проще воспользоваться.

Следующий блок критериев - блок художественно-композиционной деятельности. Он представляет собой следующие критерии: художественно-образное решение композиции, объемно-пространственное решение композиции, творческое владение техническими навыками работы красками. Обучение основам художественной грамоты предполагает освоение использования основных изобразительных средств. Многие исследователи в той или иной мере в своих работах обозначали критерии

художественно-композиционной деятельности.

Охарактеризуем критерии данного блока:

Художественно-образное решение композиции. Это выявление аспектов композиции, отражение моментов, влияющих на ее выразительность.

К таким аспектам (средствам выразительности) относятся: выделение главного, передача движения, колорит, поиск композиционного решения, передача смысловых связей, оригинальность художественного образа (стереотипное решение, оригинальное решение).

«Когда объекты не просто перечислены, а объединены единым сюжетом, колоритом, ритмом можно говорить об осознанном подходе к процессу создания композиции» [17, с. 31]. Поэтому процесс поиска решения, передачи смысловых связей в композиции - основная часть творческой деятельности художника.

Главное всегда должно быть отделено от второстепенного, для того чтобы внимание зрителя сразу концентрировалось, что позволяет быстро достичь переживания. Свое эмоциональное отношение в выразительных рисунках дети показывают при помощи выделения главного - цветом, тоном, размером. Действительно, например, при помощи колорита можно передать эмоциональное отношение к изображаемому.

Важное выразительное средство в детских рисунках - это передача движения. Свидетельство высокой изобразительной деятельности, развитой наблюдательности — это владение передачей характерного движения в работе.

Оригинальное решение изображения, состоящее из двух параметров (стереотипное решение, оригинальное решение), является своеобразным итогом художественно-образного решения композиции.

Стереотипное решение: образы приобретают упрощенную форму, двухмерное выражение, отсутствует пропорциональность в изображении объектов, неправильно располагаются элементы композиции, отсутствие связи между ними. Это малопродуктивные рисунки, чаще выполненные без творческого эмоционально-образного подхода.

Оригинальное решение: решение образа колоритом, возможно нестандартным сюжетом, непривычное и даже необычное построение композиции, яркая передача движения, присутствует эмоциональное отношение рисующего. То есть образы в рисунках подростков оригинальные, если в решении композиции видно эмоционально-личностное отношение к работе и наблюдается интересный замысел с гармоничным его воплощением изобразительными средствами.

Объемно-пространственное решение композиции. Это способ расположения элементов в пространстве, решение пространства на плоскости листа. Мы выделяем его отдельным критерием: по тому, как решается пространство в композиции, можно определить уровень подготовленности обучающегося.

Первый параметр данного критерия - композиционно­пространственное решение, его мы разделили на следующие позиции:

• Фризовые,

• Многоплановое построение,

• С элементами перспективы.

Следующий параметр - загораживание. Например, в рисунках у обучающихся при неполном изображении предметов, присутствуют элементы загораживания: расположенные ближе к зрителю предметы загораживают другие. Загораживание можно рассматривать по трем позициям:

• Низкий уровень,

• Средний уровень,

• Высокий уровень.

Также к данному критерию мы отнесли способы передачи объема, который также можно разделить на три позиции:

• низкий уровень - предметы плоские, изображаемое пространство сводится к единой плоскости;

• средний уровень - попытки передачи объемных форм, но не реализованные до конца;

• высокий уровень - верная передача глубины пространства в рисунке, и в цвете.

Творческое владение техническими навыками работы красками.

Успешность работы обучающихся, особенно на завершающем этапе, во многом зависит от владения красками. Приведем примеры работы разными красками: при работе гуашью обучающийся может полностью покрыть лист без просветов, но не слишком густым слоем; прозрачными красками считаются акварельные - лист здесь заменяет белый цвет, процесс выполнения работы идет от светлого к темному, набирая тон постепенно.

Таким образом, мы обозначали критерии оценки работ подростков на занятиях тематической композицией. Определенные нами критерии - едины на протяжении всей экспериментальной работы. Они дали нам возможность в конце констатирующего эксперимента установить начальный уровень подготовленности детей подросткового возраста к художественной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (14.05.2018)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%