Четверг, 24.05.2018, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Международные правовые акты по охране окружающей среды и использованию возобновляемых источников энергии

С конца XIX века в качестве основы любой энергетики используется углеводородное сырье. В современное время люди все чаще пользуются газом или нефтью, практически вытеснив из хозяйственной жизни дрова, торф и т.п. Однако углеводороды могут быть так же вытеснены альтернативными источниками энергии. Это вызвано несколькими причинами.

Во-первых, близко расположенные запасы традиционных источников энергии практически израсходованы, поэтому уголь, нефть, газ приходится добывать в труднодоступных местах, что в свою очередь, значительно влияет на стоимость добычи данных ресурсов и продажи их на рынке. Высокая стоимость является невыгодной для конечного потребителя. Помимо этого, транспортировка традиционных источников небезопасна: происходящие аварии наносят значительный ущерб окружающей среде.

Во-вторых, технический прогресс человечества в XX веке повлиял на активное использование во всем мире традиционных источников энергии, что привело к тому, что выбросы, образующиеся при сжигании нефти, угля, газа загрязнили поверхности воздушной атмосферы, почвы, водоемов. По мнению ученых, это привело к возникновению парникового эффекта, а это: изменение климата, рост температуры на Земле, таяние ледников и тому подобное.[1]

В-третьих, одним из весомых минусов традиционных источников энергии является их исчерпаемость. Это означает, что через определенный период времени человечество может остаться без необходимой ему энергии.

Поэтому мировое сообщество начало активно искать решение насущным проблемам: вопросам энергетической и экологической безопасности.

Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды была проведена в городе Стокгольме в 1972 году. На данном форуме обсуждалась концепция устойчивого развития, которая на сегодняшний день является руководящей идеей в развитии человечества.

На конференции был принят документ «Декларация об окружающей среде», который явился отправным пунктом для последующего развития международного и национального права по вопросам окружающей среды. Данная декларация провозглашает, что «человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды».[2] В виду развития быстрыми темпами науки и техники, он «приобрел способность в невиданных до сих пор масштабах изменять свою окружающую среду».[3] Поэтому человек должен оберегать природу на благо нынешнего и будущего поколений, использовать ее ресурсы экономно, бороться против ее загрязнения. Каждому государству следует планировать рациональное использование ресурсов, их охрану и улучшение окружающей среды.

В 1973 году произошел мировой энергетический кризис, вызванный

различными экономическими, политическими и иными причинами. Для

выхода из него были выбраны два направления, основанные на концепции

устойчивого развития: интенсивное развитие энергосбережения и

использование нетрадиционных, возобновляемых источников энергии.

Многие страны приступили к разработке и реализации долгосрочных

программ по использованию возобновляемых источников энергии, однако

прекращение кризиса в 1978 году сняло остроту проблемы и реализация 3

таких программ резко сократилась.[4]

С тех пор научное общество обратилось к проблеме «зеленой энергии», то есть экологически чистой, не оказывающей негативного влияния на окружающую среду. В этот период времени термин «возобновляемые источники энергии» получил широкое распространение. Но, следует сказать, что между учеными отсутствует единое мнение о тождестве понятий «нетрадиционные источники энергии», «альтернативные источники энергии», «возобновляемые источники энергии».

В научной литературе можно встретить следующее определение нетрадиционных источников энергии. «Это способ, устройство или сооружение, позволяющее получить электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений и заменяющее собой традиционный источник энергии, функционирующий на нефти, газе, угле». [5] Такую же точку зрения поддерживает и А.А. Горяев. В своей работе он включает возобновляемые источники энергии в состав нетрадиционных источников энергии.[6]

Л.В. Зысин и В.В. Сергеев определяют возобновляемые источники энергии следующим образом - «это источники на постоянно существующих в окружающей среде потоках энергии. К ним относятся солнечное излучение, энергия ветра, биомассы, воды, новые альтернативные экологически чистые топлива, энергия глубин Земли, энергия химических и ядерных реакций».[7] В своем труде данные авторы используют термины «нетрадиционная энергетика», «возобновляемая энергетика», «альтернативная энергетика» как синонимы.

В научной литературе можно встретить различные классификации видов энергоресурсов. Основная проблема состоит в том, что разные авторы относят те или иных источники энергии то к возобновляемым, то к традиционным. Наиболее спорными являются атомная и гидроэнергетика, одни исследователи включают их в состав альтернативных источников энергии,[8] другие же утверждают, что они входят в состав источников традиционной энергии,[9] третьи считают, что атомная отрасль относится к традиционной энергетике, а гидроэнергия к нетрадиционной (возобновляемой).[10]

В данной работе понятия «возобновляемые источники энергии» и «зеленая энергия» будут тождественны и использованы в следующем смысле: «источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии - солнечной, ветровой, океанической энергии, геотермальные источники, энергии приливов, гидроэнергии рек, энергии биомассы и пр.».[11]

Конференция ООН «Саммит Земли» 1992 года, проведенная в Рио-де- Жанейро, оказала значительное влияние на политику многих государств в области охраны природы. На данной конференции была принята программа ООН «Повестка для на XXI век», которая стала основой для разработки национальных программ по переходу к устойчивому развитию. Смысл данной программы заключался в том, что необходимо обеспечить переход к устойчивому развитию, сохраняющему окружающую среду для будущих поколений, ограничивающему нерациональное потребление (в том числе и в сфере энергетики), а также опирающемуся на науку.[12] Также на данной конференции было отмечено отсутствие прогресса в решении проблем окружающей среды и развития. Человечество не ограничило свои потребительские аппетиты, в том числе, касающиеся энергетики.

В рамках конференции было определено, что развитие социально­экономической жизни общества происходит без должного учета исчерпаемости природных ресурсов и без понимания об ограниченной возможности восстановления окружающей среды.

Развитие российского законодательства в области охраны окружающей среды началось после Конференции ООН 1992 г. Появился ряд нормативно­правовых актов, направленных на решение проблем изменения климата, сохранения биологических ресурсов, обеспечение устойчивого развития и др.

В 2002 году в Йоханнесбурге состоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию «РИО+10», где были подведены итоги тридцатилетней деятельности в области защиты окружающей среды. На саммите была принята Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений, в котором расставлены приоритеты деятельности, была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов.[13]

Работа ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) в области «зеленой экономики» привлекла внимание общественности к данной проблеме в 2008 году после финансово-экономического кризиса. Одной из инициатив для устранения кризисной ситуации стал призыв ООН к Глобальному «зеленому» новому курсу. Начиная с 2008 года понятие «зеленый» рост стало включаться во все ключевые документы международных организаций. В международных актах широко стали использоваться термины «зеленая экономика, зеленая энергия, зеленая занятость и другие термины с прилагательным «зеленый».[14]

Бесспорным является тот факт, что получение энергии с каждым годом растет, а она, в основном, добывается из невосполнимых ресурсов. Поэтому Генеральная Ассамблея ООН в 2011 году выступила с инициативой: «Устойчивая энергетика для всех», которая сводится к достижению трех основных целей. Во-первых, это снабжение энергией всех районов Земли, так как многие места являются энергодефицитными, в том числе и в России. Во- вторых, назрела необходимость усовершенствовать систему энергопотребления (перейти на систему энергосбережения), так как на современном этапе большинство энергии добывается из невозобновляемых ресурсов, которые в ближайшем будущем могут исчерпаться. И в-третьих, в связи с проблемой, указанной в вышестоящем пункте, необходимо увеличить долю возобновляемых источников энергии.

Очередная конференция ООН по устойчивому развитию состоялась в 2012 году в Рио-де-Жанейро. В резолюции «Будущее, которого мы хотим» были определены основные цели деятельности: направленность политики государств-участниц на устойчивое развитие, на «зеленую экономику», искоренение нищеты и иные.[15] «Зеленая экономика» является одним из важнейших инструментов обеспечения устойчивого развития, она призвана обеспечить устойчивое развитие государств без ущерба окружающей среде. Для развития необходимо сотрудничество государств, чтобы они могли обмениваться опытом, находить партнеров, изучать эффективность политики тех или иных стран в области развития «зеленой экономики».

Составляющей частью «зеленой экономики» является «зеленая энергетика», которая позволяет добиться ресурсосберегающего потребления, наиболее безопасного для окружающей нас среды.

Необходимо так же сказать и о том, что ООН создала специальное учреждение - ЮНИДО (организация Объединенных наций по промышленному развитию), оказывающее помощь в развитии промышленного сектора и сотрудничестве развивающимся странам и странам с переходной экономикой. ЮНИДО мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной

 

занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. Данная организация позволяет странам увеличить свою конкурентоспособность за счет использования возобновляемых источников энергии. [16]

Возобновляемые источники энергии дают возможность решить энергетические проблемы. В связи с этим, Организация ЮНИДО поощряет использование «зеленой энергии»: поддерживает инновационные бизнес­модели продвижения возобновляемой энергетики как отрасли, создание новых технологий по выработке альтернативной энергии, распространяет информацию о возобновляемых источниках энергии и технологиях и т.д. Это, в свою очередь, позволяет странам стать менее зависимым от импорта энергии, создать новые рабочие места, а также смягчить последствия изменения климата.

ЮНИДО уделяет особое внимание не только развитию технических возможностей использования возобновляемых источников энергии, но и созданию благоприятных политических и рыночных условий для такой деятельности.

В январе 2016 года официально вступили в силу 17 целей устойчивого развития, которые закреплены в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Седьмая цель данного документа посвящена созданию доступной энергии. К 2030 году планируется «значительно увеличить долю энергии из возобновляемых источников энергии и активизировать международное сотрудничество в целях облегчения доступа к исследованиям и технологиям в области экологически чистой энергии, включая возобновляемую энергию, повышение энергоэффективности и использования передовых и более чистых технологий для получения ископаемого топлива, и поощрять инвестиции в энергетическую инфраструктуру и технологии экологически чистой

 

энергетики».[17]

Следует сказать, что результаты вышеуказанных конференций, закрепленные в резолюциях, не имеют обязательной юридической силы. Но все-таки ожидается, что власти государств не останутся в стороне, возьмут на себя ответственность и создадут национальных механизмы, содействующие достижению устойчивого развития.

Необходимо отметить, что Российская Федерация также поддерживает политику устойчивого развития. В частности, в 2009 году Российской Федерацией был предложен «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)»[18], а также разработанные проекты международных документов, в том числе проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Одним из заложенных в данных документах принципов является принцип «стимулирования широкого научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех

3

звеньях энергетической цепочки»[19].

Подводя итоги, следует сказать, что мировое сообщество осознает необходимость проведения природоохранной, природосберегающей политики. Для разработки программ по восстановлению окружающей среды проводятся различные конференции, форумы, где предлагаются решения злободневных проблем, в частности, касающихся перехода на «зеленую энергетику» (использование возобновляемых источников энергии).

К сожалению, принятые резолюции не являются обязательными для исполнения, поэтому они служат только определенным образцом для стран нашей планеты в разработке нормативно-правовых актов по сохранению окружающего мира. Необходимо понимать важность правового регулирования использования возобновляемых источников энергии, так как это является одним из ключевых факторов в переходе государства к устойчивому развитию.

Однако добровольное исполнение резолюций вовсе не означает, что международные правовые акты в области охраны окружающей среды не оказывают никакого влияния на развитие российского и зарубежного законодательства. Напротив, можно заметить положительные сдвиги в правовом регулировании в сторону концепции устойчивого развития и обеспечения создания «зеленой экономики».

 

[1] Удалов С. Н. Возобновляемые источники энергии: монография - 3-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГТУ. - 2013. - С. 10.

[2] Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения 18.03.2016 г.)

[3] Там же.

[4] Горяев А. А., Шепель Г. А. Возобновляемые источники энергии: учеб. пособие - Архангельск. - 2010 г. - С. 16.

[5] Лятхер В. М. Возобновляемая энергетика. Эффективные решения - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований. - 2011 г. - С.8.

[6] Горяев А. А., Шепель Г. А. Возобновляемые источники энергии: учеб. пособие. - Архангельск. - 2010 г. - С. 19.

[7] Зысин Л. В., Сергеев В. В. Нетрадиционные и ВИЭ часть 1, учебное пособие. - СПб: Изд-во Политехн. ун­та. - 2008 г. - С.4.

[8] Алхасов А. Б. Возобновляемая энергетика. - 2-е изд., перераб и доп. - ФИЗМАТЛИТ. - 2012 г. - С.18.

[9] Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю. Альтернативные источники энергии: учебное пособие - М.: ИП Радио

Софт. - 2015 г. - С.21.

[10] Зысин Л. В., Сергеев В. В. Нетрадиционные и ВИЭ часть 1: учебное пособие. - СПб: Изд-во Политехн. ун­та. - 2008 г. - С.6.

[11] Землячева Е. А. Административно-правовое регулирование отношений в топливно-энергетической сфере //

Адвокатская практика. - 2007 г. - № 9. - С. 67.

[12] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/pdf/riodecl.pdf (дата обращения: 19.03.2016 г.)

[13] Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/pdf/decl wssd.pdf (дата обращения 19.03.2016 г.)

[14] Яшалова Н. Н. Зеленая» экономика: региональный аспект - Спб.: Изд-во Политехн. ун-та. - 2014 г. - С.27.

[15] Игнатьева И. А. Конференция ООН по устойчивому развитию и поиск новых ориентиров для развития законодательства России // Вестн. Моск. ун-та,. - Серия 11 Право. - 2012 г. - № 6. - С.38.

[16] UNITED NATIONS INDUSTRIAL DEVELOPMENT ORGANIZATION: Renewable energy // URL:

http://www.unido.org/what-we-do/environment/clean-energy-access-for-productive-use/renewable-energy.html

[17] Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf7OpenElement (дата обращения: 20.03.2016 г.)

[18] Гудков И. В., Лахно П. Г. Международное сотрудничество в сфере энергетики нуждается в новой правовой базе. Российская инициатива // Юридический мир. - 2011. - № 6. - С.10.

[19] Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы) // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/258 (дата обращения 21.03.2016 г.)

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (15.05.2018)
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%