Четверг, 24.05.2018, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Проблема индивидуализации в процессе подготовки спортсменов

Устойчивый рост достижений спортсменов высокой квалификации в зна­чительной степени определяется эффективностью решения проблемы инди­видуализации их подготовки.

Индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов спортсменов является приоритетной формой совершенствования их двига­тельной деятельности [173]. Во второй половине XX столетия, начиная с ра­боты А.Н. Крестовникова [68], который первым провел исследование по изу­чению влияния физических упражнений на человека в зависимости от инди­видуальных особенностей занимающихся, анализируемая проблема всегда находилась в зоне повышенного внимания отечественных ученых. В 60-х го­дах широкую известность приобрели работы ученых в сфере психологиче­ских особенностей индивидуализации профессиональной деятельности чело­века [143, 88, 63].

Несколько позже специалистами спортивной психологии предприняты ре­альные попытки по разработке содержания индивидуального стиля деятель­ности как относительно устойчивой системы способов или приемов, сформи­рованной при наличии у субъекта позитивного отношения к ней [179, 165, 26]. Иначе говоря, индивидуальный стиля рассматривался одновременно в двух направлениях: во-первых, как способ выражения отношения личности и реально осуществляемой ею деятельности и, во-вторых, как условие адекват­ного формирования у субъекта активного отношения к ней в дальнейшем [55].

В спортивной педагогике также проведено достаточно много исследова­ний индивидуальной деятельности человека в системе спортивных взаимоот­ношений. Эти исследования включали в себя анализ механизмов поведения спортсмена и становления его профессионального мастерства в аспекте их единства с акцентом на личностную индивидуализацию. Последовательная систематизация существующих педагогических методов и приемов, реализу­емых в отечественной педагогике и сформированных в виде принципов, от­вела приоритетное место принципу индивидуализации [127]. В настоящее время этот принцип является ведущим аспектом базовых основ многих тех­нологий соревновательной готовности, обеспечивая спортсмену достижение высшего уровня мастерства [33, 27].

Целью индивидуализации является формирование умений выбирать, ор­ганизовывать и управлять своими действиями на основе индивидуальных признаков и качеств. Принцип индивидуализации служит основой вариатив­ного обеспечения и совершенствования, которые в свою очередь формируют состав и структуру мотивационных установок, эффективную реализацию тренировочного процесса, позитивное личностное общение спортсмена с партнерами и тренером [133, 114].

Каждый спортсмен высокой квалификации может рассматриваться как индивид, субъект или личность. Эти аспекты индивидуальности существенно различаются по существу, но их адекватное восприятие имеет весьма важное значение для эффективной подготовки занимающихся. Индивидуализация обучения должна учитывать весь спектр способностей, свойств и качеств спортсмена, предопределяя выбор адекватных средств, методов и приемов обучения и тренировки [126].

Уникальность и неповторимость каждого человека характеризуется его индивидуальностью, которая проявляется в профессиональной деятельности и предопределяет ее эффективность [87]. Индивидуальность отражает гене­тическую и социальную природу человека, определяет его принадлежность и иерархию в обществе. В понятие индивид включается природная биологиче­ская сущность конкретного человека. В то же время субъект, как носитель субъективного, определяет способность человека к совершенствованию са­мого себя и воздействию на окружающую среду.

Изучение структуры индивидуальности человека осуществляется путем анализа следующих компонентов [133]:

характеристики человека как индивида (возраст, пол, нейродинамика,

соматотип);

субъективные характеристики (эмоции, воля, интеллект, психомотори­ка);

личностные характеристики (темперамент, характер, направленность, способности);

характеристики индивидуальности с учетом опыта, хронологии истори­ческих событий и индивидуальных особенностей.

Названые характеристики проявляются на разных стадиях онтогенеза и отражают качественные изменения в основных событиях жизни человека. Биологически обоснован тот факт, что человек обладает чрезвычайно широ­ким объемом возможностей, адаптирующих его к многообразным условиям трудовой деятельности, в том числе и в сфере спорта. В человеке заложены способности для его приспособления к вариативным условиям жизни, при­чем в любом виде деятельности основополагающим является подготавлива­ющий процесс, создающий реальные предпосылки для достижения индиви­дуального совершенства [164]. Вся совокупность потенциальных способно­стей образуют структуру одаренности человека, диагностика которой являет­ся одной из наиболее значимых проблем в сфере теории и методики спортив­ной тренировки [166, 25, 86, 49].

Присущие человеку наследственные качества, закодированные природой и вытекающие из содержания его генетической программы, которая реализует­ся в течение жизни и является исходной базой его развития.

Наследственность, имея чрезвычайно важное значение в спорте высших достижений, характеризуется совокупностью качеств и особенностей, пере­данных генетическим путем от родителей к детям [131]. Наследственность позволяет сохранять и закреплять способность к повторению в нескольких поколениях типичных особенностей обмена веществ и индивидуальной спе­цифики развития организма потомков. К основным наследственным свой­ствам организма относятся видовые задатки и анатомо-морфологические особенности [132].

Носителями наследственности являются молекулы дезоксирибонуклеино­вой кислоты (ДНК), особенности структур которых обеспечивают развитие способностей спортсмена, предопределяют специфику его одаренности и в совокупности оказывают существенное влияние на возможность достижения высоких спортивных результатов. Такие результаты могут быть достигнуты при наличии отличного здоровья с оптимальным сочетанием генетических факторов и приобретенных качеств, которые в свою очередь совершенству­ются в течение жизни спортсмена. В современной генетике не вызывает со­мнений факт передачи по наследству спортивных способностей, которые воспринимаются как индивидуальных особенности человека, характеризую­щие предрасположенность к осуществлению каких-либо видов деятельности. Вместе с тем, кроме врожденных способностей, обусловленных генами и условиями внутриутробного развития, существуют задатки физиологическо­го и психологического характера, которые взаимодействуют с окружающей средой. Затем под влиянием среды и деятельности человека эти задатки пре­образуются из потенциальных возможностей в реальную способность [64].

Для эффективной реализации своих данных в различных видах деятель­ности, в том числе и в спорте, человек должен обладать многими проявлени­ями одаренности, которые базируются на природе и свойствах генетически обусловленных систем организма.

Одаренность представляет собой наиболее эффективное сочетание спо­собностей человека, обеспечивающее особо успешную деятельность в опре­деленной сфере. В основе одаренности «лежат наследственно закрепленные предпосылки для развития в виде задатков» [124]. Задатки, темперамент и потребности человека являются основными свойствами индивида, образую­щими комплекс его природных данных [130]. При их оптимальном ком­плексном сочетании у человека создается широкий спектр индивидуальных свойств, качеств и способностей, образующих личность с высокой степенью одаренности. Вместе с тем, достижение высоких результатов в любом виде деятельности требует наличия и явно выраженных волевых качеств, сочета­ющих целеустремленность, работоспособность, внутреннюю дисциплину, что в совокупности с природной одаренностью предопределяет степень та­ланта человека.

Спортивная деятельность, являясь одной из наиболее информативных мо­делей для изучения индивидуальных особенностей человека, ставит перед ним широкий спектр задач для достижений высоких спортивных результатов. Эта деятельность включает в себя многообразные соревновательные ситуа­ции, формирующие обстановку экстремальных условий, в которых ярко про­являются индивидуальные особенности каждого спортсмена.

Вместе с тем, результативность спортивной деятельности предопределя­ется не только способностями, но и желанием спортсмена реализовывать их путем адекватно сформированной мотивации и чрезвычайно высокой рабо­тоспособности. Как совершенно справедливо отмечали В.С. Мерлин и Е.А. Климов [88], «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение, присуще каждому человеку».

В системе спортивной подготовки весьма важное значение имеет индиви­дуальный подход, который должен осуществляться с целенаправленной ори­ентацией на природу индивидуальности [171, 162]. Индивидуальный подход в процессе подготовки формирует индивидуальный стиль деятельности спортсмена в условиях реализации различных двигательных задач. Такой подход требует сочетания разных качеств спортсмена в ходе спортивной подготовки.

Уровень спортивных достижений тесно коррелирует с индивидуальными возможностями спортсмена, характеризующимися весьма обширным ком­плексов способностей, свойств и качеств, который необходим в конкретном виде спортивной деятельности. В процессе этой деятельности осуществляет­ся формирование стиля базирующегося на индивидуальной структуре раз­личных свойств организма спортсмена во взаимосвязи с влиянием окружаю­щей среды.

Весьма часто в спортивной практике индивидуальный подход применяет­ся как способ повышения спортивных результатов путем оптимальной орга­низации и планирования тренировочных программ. Такая оптимизация под­разумевает построение учебно-тренировочной деятельности спортсмена с использованием индивидуального состава средств, методов и форм занятий, создающего условия для наилучшего развития индивидуальных способно­стей [146, 43, 154].

Обобщая представленную выше информацию, необходимо подчеркнуть, что в основе содержания и структурного формирования процесса индивидуа­лизации человека лежит положение о единстве сознания, мышления и дея­тельности. Это положение является одним из главных принципов, который синтезирует все взаимодействия на профессиональную деятельность челове­ка и раскрывается в работах ведущих отечественных ученых [143, 5, 81, 124]. В дальнейшем эти идеи получили широкое распространение в различных ви­дах деятельности, в том числе и в спортивной, что позволило получить об­ширные данные для решения многих научных и методических задач по со­вершенствованию процесса индивидуализации подготовки спортсменов раз­личной квалификации, возраста и пола.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (15.05.2018)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%