Четверг, 24.05.2018, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Ведущие принципы стимулирования саморазвития информационо-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе

В настоящее время в рамках модернизации отечественного высшего образования на повестке дня остро стоит вопрос о развитии студента, пре­жде всего, как субъекта процесса познания; в этой связи, становится край­не актуальной необходимость разработок новых теоретических положе­ний, связанных с установкой на воспитание конкурентоспособного моло­дого специалиста, владеющего ко всему прочему и мобильными информа­ционными знаниями. На это подвигает и такой фактор, как наличие мето­дологических, технологических, дидактических возможностей вуза и сла­бая инфраструктура для обеспечения саморазвития современного студента в сфере его информационной и коммуникационной компетентности. В то время, как саморазвитие молодых людей является неоспоримой предпо­сылкой для их непрерывного образования, столь необходимого им как бу­дущим специалистам-практикам, особенно в условиях повышения у них социальной активности и мобильности.

Что касается становления информационной культуры как общест­венного явления, то с точки зрения образовательной практики она всегда будет связана с принятием важности участия информации в развитии об­щества, способствуя, по сути, его всеобъемлющей информатизации [245, с.55]. Результатом этого является то, что все большее число молодых лю­дей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие как пассивных потребителей информации, так и активных производителей ин­формационных услуг и ресурсов [245, с.55].

В соответствии с заявленной проблематикой настоящего исследова­ния мы пришли к необходимости рассмотрения основополагающих прин­ципов, которые содействовали бы процессу саморазвития студентов как с учетом дальнейшего формирования у них умений и навыков, так и сохра­нения у них устойчивой потребности в дальнейшем саморазвитии, что оз­начало бы воспитание их как грамотных специалистов и успешных людей.

Учитывая то, что педагогический принцип представляет собой педа­гогическую категорию (базируется на педагогических закономерностях), которая характеризует пути решения различного класса педагогических задач [10], мы пришли к выводу, что при саморазвитии информационно­коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе необходимо опираться на следующие общеметодологические принципы:

принцип активности и самостоятельности;

принцип развития субъектной позиции студента;

принцип развития творческого мышления;

принцип мотивации конкурентоспособности;

принцип технологического подхода;

принцип культурологического подхода.

Анализ этих принципов мы начинаем с принципа активности и са­мостоятельности, поскольку он наилучшим образом способствует интен­сификации таких важнейших характеристик личности, как осознанность и целенаправленность деятельности, инициативность и мотивация к ее орга­низации в информационном пространстве. В этой связи, в контексте наших размышлений принцип активности обычно осуществляется при следую­щих условиях:

при мотивации и интереса студента к готовности осуществлять свою дея­тельность в информационной среде;

при активизации у молодого человека мыслительной деятельности на ос­нове осмысленной работы с информацией;

при стремлении к познавательной деятельности и проявлении волевых усилий в процессе использования информационных технологий для фор­мирования новых знаний, что в практике обычно называют познаватель­ной активностью;

при развитии навыков и умений самостоятельной работы и рационализа­ции своей деятельности;

при инициировании своей самостоятельности, ориентированной на выбор оптимальных программных технологий для конкретной работы.

Как считает К.А. Абульханова-Славская [4], через активность инди­вид согласует объективные и субъективные факторы своей деятельности, таким образом, мобилизуя активность в необходимой ему форме, в специ­ально выбранное время, действуя по собственному побуждению и исполь­зуя все свои способности. Иначе говоря, в контексте принципа активности реализуется ее динамическое начало, что, как правило, и проявляет себя в нужный момент. Когда мы говорим о саморазвитии информационно­коммуникационной компетентности студента, то здесь важно отметить, что активности должны быть присущи следующие составляющие деятель­ности: ее целевое назначение и мотивированность, а также, собственно, способы и приемы, с помощью которых осуществляется данная деятель­ность [128]. При этом, под целенаправленностью подразумевается то, что деятельность всегда направлена на достижение определенной цели, т.е. на реализацию какого-то замысла, а значит, определяется мотивацией субъ­екта деятельности. Например, студент под воздействием тех или иных внешних и внутренних мотивов (для продуктивного вхождения в инфор­мационное общество, в информационное взаимодействие или просто гра­мотно ориентироваться в информационном пространстве) выбирает глав­ный из них, который и стимулирует его деятельность на достижение ре­зультата. Поэтому цель необходимо рассматривать с точки зрения присут­ствия ее как важнейшего осознанного мотива. Отсюда, продуктивная дея­тельность в направлении формирования студентом информационно­коммуникационной компетентности должна носить мотивированный и осознанный характер.

В этой связи, рассматривая принцип активности, отметим, что ак­тивность, представляя собой особую форму деятельности, уже сама по се­бе способствует интенсификации таких ее характеристик, как инициатив­ность и ситуативность, где под интенсификацией следует понимать уси­ление осознанности, субъектности и личностной значимости целей, а так­же наличие повышенной эмоциональной окрашенности.

Что касается инициативности, то здесь имеется в виду внутреннее побуждение студента к деятельности, например, предприимчивость в про­явлении интерактивного диалога в информационной проблематике. Ситуа- тивность же в рамках активности рассматривается психологами как харак­теристика, определяющая переход деятельности в качество активности; но в том случае, когда усилия индивида превосходят обычный уровень дея­тельности, ориентируясь исключительно на достижение конкретной це- ли[83]. Таким образом, принцип активности свидетельствует о внутренней включенности студента в процесс своей деятельности, где проявляются его волевые, творческие и психофизические способности личности.

Отсюда, как считает психолог В.А. Петровский [188], личность есть подлинный субъект активности, которая обуславливает (в контексте наше­го исследования) такие формы деятельности при саморазвитии информа­ционно-коммуникационной компетентности, как:

функционирование или жизнедеятельность как предпосылка деятельно­сти при организации собственных приемов самообучения (это происходит в условиях непосредственного взаимодействия студента с его окружением в информационном пространстве);

деятельность, как условие целевого применения комплекса знаний и уме­ний (здесь студент посредством деятельности получает возможность об­щения в области профессионально-информационных контактов);

активность как высшая форма развития деятельности (в ходе формирова­ния своей информационно-коммуникационной компетентности студенту приходится использовать всевозможные формы информационного взаимо­действия, например, в системе Интернет).

Таким образом, на основе принципа активности осуществляется взаимосвязь деятельности и активности в информационной среде; прояв­ление личностного отношения студента к информационной и коммуника­ционной деятельности, когда наиболее ярко отражается и его индивиду­альная культура общения в ходе профессиональной коммуникации; воз­можность самовыражения и самоутверждения студента в рамках его взаи­модействия с информационной средой; возможность осуществления дея-

 

Все это, в конечном счете, стимулирует активизацию принципа са­мостоятельности, что может выражаться, например, в умении применять рациональные способы самостоятельного подхода к использованию ин­формационно-коммуникационных технологий; в овладении методами ана­литико-синтетической переработки информации; в применении информа­ционно-компьютерных технологий для оформления результатов своей са­мостоятельной познавательной деятельности.

В данном случае речь идет о наличии у студента информационной культуры, которая, исходя из принципа самостоятельности, может произ­водиться по следующим параметрам:

умение самостоятельно формулировать свою информационную потреб­ность;

умение использовать основные алгоритмы поиска информации (исходя из тематического его характера);

умение извлекать информацию из первоисточников и правильно оформ­лять результаты самостоятельного поиска и т.д.

Следует отметить, что на основе принципа самостоятельности про­является и сознательность студентов в их познавательной деятельности, что способствует стимулированию у них саморазвития информационно­коммуникационной компетентности, формируя такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, необходимая, например, для любого практико-ориентированного специалиста. Отсюда, в квалифи­кацию специалиста (с наличием информационно-коммуникационной ком­петентности) должны входить следующие компоненты познавательной са­мостоятельности: стремление мыслить самостоятельно; независимость

 

Большое значение при интенсификации познавательной активности и самостоятельности студентов имеют, конечно, самостоятельные работы, которые могут быть и формой совместной единой деятельности препода­вателя и студента. При этом, самостоятельная работа не исключает взаи­модействие с преподавателем или другими партнерами, поскольку в про­цессе сотрудничества в рамках рационализации деятельности решаются и некоторые проблемы социализации личности студента. Так, используя на занятии ресурсы Интернета, студент может совместно работать и продук­тивно взаимодействовать с партнером по заданию, в группе над общим проектом и т.д. То есть, развиваются умения продуктивно планировать свою деятельность, оптимизировать ее и направлять свою активность как на эффективное сотрудничество при выполнении работы в группе, так и на самостоятельную творческую деятельность в системе «человек- информация». Главное, чтобы при взаимодействии преподавателя и сту­дента у последнего проявлялось стремление к овладению оперативными и мобильными знаниями и целевому осмыслению применения их; готов­ность к использованию информационных технологий для формирования новых знаний; мотивация к саморазвитию коммуникационной компетент­ности и в целом к информационной культуре.

Для того, чтобы активизировать познавательную активность и само­стоятельность студентов, развить у них интерес к информационной ком­муникации, творческое отношение к способам поиска информации, препо­даватель постоянно должен вовлекать своих подопечных в активный про­цесс рассуждения и размышления с целью четкого обоснования результа­тов своей поисковой деятельности. Исходя из этого, наиболее продуктивно осуществляется индивидуализация процесса обучения; у студентов нара-

 

батывается опыт применения самостоятельного выбора решения предла­гаемой проблемы; у них формируются навыки самостоятельной работы с источниками информации и на этой основе развитие собственных идей. Данное положение в силу своей логики подводит нас к обоснованию сле­дующего принципа - принципу развития субъектной позиции студента, формирование которой, по мнению исследователя В.П. Бедерхановой, мо­жет стать основой как для его успешной познавательной деятельности, так и для обеспечения условий его профессионально-личностного становления [29]. Как показывает вузовская практика, сама возможность проявления субъектной позиции может способствовать и социальной, и профессио­нальной устойчивости студента как молодого специалиста, а это значит, повышение в будущем его конкурентоспособности при любых возможных социально-экономических изменениях. Таким образом, опора на принцип развития субъектной позиции студента в условиях вуза важна для усиле­ния данного личностного качества хотя бы уже с точки зрения повышения уровня его успешности в различных сферах деятельности.

Как показало исследование, у студентов к началу учебы в вузе, как правило, имеются начальные показатели субъектного потенциала по от­ношению осваиваемой профессии; поэтому для активизации их субъектно­го начала преподавателю желательно более активно вовлекать студентов в мир информационно-коммуникационных технологий, которые по своей сути создаю объективную возможность для развития субъектной позиции на всех средовых уровнях образовательного пространства вуза. Вот почему так важно, как считают отечественные исследователи (Т.В. Добудько, И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова и др.) [71; 122; 227], создавать студентам условия для организации ими собственного индивидуального способа по­знавательных действий с тем, чтобы они могли преодолевать определен­ные трудности в ходе информационной подготовки и чтобы они осознава­ли, что применение информационных и коммуникационных технологий в любом виде деятельности становится сегодня реальной необходимостью. Здесь имеется в виду то, что формирование информационной культуры студентов желательно выстраивать не с позиции преподавателя (или спе­циалиста в этой области, посвящающего студента в тонкости информаци­онных или компьютерных технологий), а, прежде всего, с позиции самого студента как пользователя и потребителя информации, когда ему прихо­дится решать конкретные задачи как из этой сферы, так и в условиях своей досуговой деятельности. Отсюда, при становлении субъектной позиции студента определяющим критерием становится его ценностно-смысловое отношение к актуальной или предстоящей деятельности, а значит, и ори­ентация его на саморазвитие своей информационно-коммуникационной компетентности, поскольку ему придется теперь постоянно работать с ин­формацией (отбор, обработка, ее передача и т.д.).

При обосновании принципа развития субъектной позиции студента мы исходили из того, что именно субъектность должна стать генерирую­щим началом саморазвития его информационно-коммуникационной ком­петентности с тем, чтобы он в полной мере овладевал профессионально ориентированной деятельностью (готовность к работе в информационной среде; способность к рационализации своей деятельности; стремление к самоактуализации и т.д.) и находил ресурсы для улучшения качеств своей личности (организованность, внимание к деталям, гибкость мышления, скрупулезность, быстрая адаптация к новым информационным системам и т.д.).

Очень важным при определении сущности субъектной позиции сту­дента явилось выделение таких ее важнейших функций, как: гуманитарная функция (осознание важности компьютерной грамотности и квалификации в этой сфере), функция самоидентификации (предприимчивость на основе самодетерминации и самоактуализации), адаптивная функция (самооценка и самореализация при овладении мобильными знаниями) и иные функции, дополняющие структуру субъектной позиции студента. При этом, необхо­димо иметь в виду и такие компоненты структуры субъектной позиции, как эмоционально-смысловой компонент саморазвития (является основа­нием для повышения субъектности позиции); деятельный компонент (предполагает необходимость рефлексии как механизма развития субъект­ной позиции); поведенческий компонент (связан с активизацией процесса самоутверждения в информационном пространстве с целью достижения определенных результатов).

Данные функции и компоненты структуры субъектной позиции ло­гично выводят на определение содержательного ее аспекта, куда входят такие параметры, как: ценностно-когнитивный (определяет личностный подход к полученной информации и на этой основе степень отношения к информационному обществу как таковому); мотивационно­прагматический (содействует формированию нравственной основы субъ- ектности, обеспечивающей социальную и профессиональную адаптацию специалиста); организационно-интегративный (способствует повышению самоценности специалиста на основе повышения развития информацион­ной культуры как объективной реальности).

Исходя из этого, особенности принципа развития субъектной пози­ции студента позволили выявить и определенные стадии субъектной пози­ции, к основным из которых мы бы отнесли следующие: информационная (самостоятельное ориентирование в информационном пространстве); ин­терактивная (продуктивное структурирование в информационное общест­во); мировоззренческая (организация успешного информационного взаи­модействия). Все это, так или иначе, усиливает развитие мотивационной стадии, направленной на осознание правильного профессионального вы­бора и нахождение смысла самосуществования в данной профессии.

Обеспечение процесса становления субъектной позиции студента вызвало необходимость выявления определенных условий данного про­цесса, в связи с чем, преподавателю желательно акцентировать свою дея­тельность на таких важных моментах, как формулировка рекомендаций для студента по применению интерактивных методов обучения; помощь ему в принятии им императива для развития своей субъектной позиции; создание условий для исследовательской деятельности и развитие умения организации приемов самообучения; поддержка студента в развитии его амбициозности, самокритичности, самоконтроля и т.д. При этом, примене­ние технологического и культурологического подходов (о них ниже) зна­чительно может повысить не только качество приобретаемых знаний, но и создать благоприятные условия для творческой деятельности в системе «человек-информация», тем самым, развивая субъектную позицию студен­тов, а преподавателям находить наиболее эффективные методы обучения. В этой связи, принцип развития субъектной позиции студента должен быть увязан с четким целеполаганием и идеей по реализации намеченной цели, для чего преподаватель должен органично сочетать учебную дея­тельность с внеаудиторной работой с целью направления образовательного процесса на подготовку творчески ориентированного специалиста, для этого необходимо опираться и на такой принцип, как принцип развития творческого мышления, что также не обходится, как нам представляется без педагогического руководства данным процессом.

Данный принцип важен тем, что мышлению отводится роль перера­ботки поступающей информации и выявления в ней связей между основ­ными и второстепенными элементами, исходя из чего мышление только тогда станет продуктивным, если будет опираться на прошлый опыт. Это в дальнейшем и создаст предпосылки для открытия новых знаний и рас­ширения возможностей творчески ими оперировать.

Как показало исследование, виды мышления классифицируются обычно по следующим основаниям: по форме, по характеру разрешения проблем и, наконец, по степени его развернутости; т.е. оно может быть на­глядно-образным или теоретическим; наглядно-действенным или практи­ческим; а далее - репродуктивным, интуитивным и творческим, где по­следнее можно понимать как мыслительный процесс на основе творческо­го воображения. В данном случае речь идет о творческом мышлении, ко­торое представляет собой интеллектуальные способности, характеризую­щиеся динамичностью, системностью, новизной создания продукта, гибко­стью, экономичностью и оригинальностью. К сказанному добавим, что по­ложение о сущности и специфике мышления (в русле наших размышле­ний) было осуществлено в свое время С.Л. Рубинштейном, который счи­тал, что именно на творческом этапе процесса мышления субъект вступает на новый уровень связи и отношений, тем самым, проявляя и свои новые свойства и качества [205]. Это как раз связано делением мышления на про­дуктивное и репродуктивное; т.е. наличием, в первом случае, степени но­визны в процессе решения проблем. В психолого-педагогической литера­туре понятие «продуктивное мышление» обычно связывают с такими тер­минами: эвристическое, творческое, креативное мышление. Отсюда, твор­ческое мышление можно считать высшей степенью продуктивного мыш­ления.

Данное понимание этого понятия можно встретить, в частности, в работах отечественных исследователей А.Г. Асмолова, Е.П. Варламовой, Г.А. Глотовой, В.М. Данильченко, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др., в которых к понятию «творческое мышление» в целом сводится эври­стическая деятельность, творческая познавательная деятельность, продук­тивная деятельность, креативность, новаторство, творческая деятельность, творческие способности, творческий потенциал и собственно творческий стиль мышления [23; 45; 57; 65; 105; 169]. Последнее несет в себе то же содержание, что и другие (хотя имеются и естественные различия по кри­териям, связанных с единством и тождеством, результатом общим и част­ным и т.д.). Таким образом, творческое мышление можно рассматривать в виде следующей иерархической структуры:

разум как познание конкретных объектов с учетом их взаимосвязей с другими объектами;

рассудок как постижение сущности определенной системы без сопряже­ния с другими системами;

интуиция как проникновение в сущность абстрактных величин без учета их связи с другими абстрактными объектами.

Отсюда, как отмечает исследователь Е.С. Жариков, имеются сле­дующие сущностные параметры творческого мышления:

эвристичность: как способность решать задачи с учетом их закономер­ностей;

разумность: как способность диалектически подходить к старым систе­мам знаний;

творческий анализ материала: как способность к обобщению, позво­ляющая от конкретности приходить к выводам об общих свойствах;

мобильность: как способность интегрироваться в смежные сферы изу­чаемой науки;

экспрезентность: как умение выявлять перспективность изучаемого объ­екта на основе скудной информации о них, далее строить гипотезы об их будущем состоянии;

открытость: как способность принимать и преломлять любые идеи;

креативность: как умение создавать новые методы и новую реальность;

независимость: как способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, часто мешающим получению принципиально ново­го знания [80, с. 156].

К этому ряду в контексте нашего исследования следует добавить бы­струю обучаемость индивида; способность его быстро и легко переходить от одного класса понятий к другому; способность к оценочным действиям;

 

Таким образом, образовательный процесс в вузе становится своего рода технологическим процессом развития творческого мышления, и на этой основе - базой формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов. А в основу этого должны быть положены зако­номерности интеллектуального развития молодых людей, что которые наиболее полно проявляется при следующих условиях:

студент должен четко представлять для себя способы развития соответст­вующих качеств творческого мышления, а также нахождения путей для продуктивного вхождения в информационное общество, для чего ему не­обходимо осознанно концентрировать усилия на преодолении слабых сто­рон своей умственной деятельности;

развитие творческого мышления должно представлять для студента как субъективно, так и объективно значимой целью в процессе саморазвития информационно-коммуникационной компетентности;

для повышения качества творческого мышления студента необходимо его интеллектуальное развитие связывать с его жизненным опытом и пла­нами;

при этом, сопровождение интеллектуального развития студента важно организовывать через постоянное повышение уровня познавательной трудности предлагаемых ему задач;

отсюда для оптимизации развития интеллектуальных качеств личности студента, а также его творческого мышления необходимо наделять его ро­лью исследователя при решении любых учебных задач, будь то научно­исследовательского или профессионального характера;

 

исходя из этого, необходимо постоянно подводить студента к важности творческого подхода как в решении теоретических вопросов, так и практи­ческих задач;

для эффективного решения творческих задач студент должен осознанно овладевать системой приемов умственной деятельности и способов само­стоятельного поиска противоречивых сторон явлений и приведению их к определенным закономерностям;

для этого необходимо, чтобы преподаватель управлял данным процессом с помощью акцентированного внимания на рефлексивную сферу мышле­ния студента; умения анализировать им удачные и неудачные варианты решения задач, для чего, собственно, и необходимо создание такой атмо­сферы, которая стимулировала бы стремление студентов к творчеству.

Итак, результаты исследования показали, что эффективность форми­рования и развития творческого мышления студентов требует определен­ной методической перестройки учебной работы в вузе, где во главе угла должно стоять широкое использование методов и форм активного характе­ра. Только это может вывести студентов на желание заниматься самораз­витием информационно-коммуникационной компетентности, а отсюда, и творческих способностей. Для этого необходимо вводить в образователь­ный процесс специальные курсы с целью перевода мышления студента с операционального уровня на эвристический и творческий (например, ре­шение творческих задач в контексте проблемного обучения, на основе ме­тода проектов и т.д.)

Таким образом, обучение приемам и навыкам творческой деятельно­сти становится важнейшей дидактической проблемой при организации об­разовательного процесса в вузе, что предполагает обеспечение соответст­вующими образовательными ресурсами, в частности, в виде следующего дидактического инструментария: использование информационных, иссле­довательских, проблемных технологий; создание возможностей для само­стоятельного анализа передового опыта в сфере информации и коммуни­кации; расширение опыта практического участия в работе всевозможных научных коллективов и т.д. Все это, в конечном счете, направлено на раз­витие у студентов мотивации к формированию у себя того или иного вида компетентности, для чего мы предлагаем использование такого принципа, как принцип мотивации конкурентоспособности, что может стать и важнейшим элементом самой педагогической системы данного вуза.

Действительность такова, что решение проблемы комплексного под­хода к организации управления конкурентоспособностью студентов и раз­вития мотивации к ней не находит пока своей повсеместной практики, по­скольку главным считается формирование профессиональной направлен­ности личности, повышение ее самосознания в важности именно ее про­фессиональной общности и т.д. Однако практика такова, что для успешно­го построения информационного общества необходима грамотная органи­зация процесса социализации учащейся молодежи с целью формирования у нее мотивации к непрерывному самообразованию с учетом того, что эта мотивация рассматривается через призму особенностей современной со­циокультурной среды, воздействующих на молодых людей с их ценностя­ми и устремлениями.

Когда мы говорим о мотивации как процессе стимулирования сту­дентов к познавательной деятельности, то именно она, мотивация, способ­ствует направленности их действий, диктуемой их интересами и потребно­стями, что, по сути, и является основным побудительным мотивом к разви­тию у себя личностного фактора компетентности как способности к само­организации в условиях учебного пространства вуза. А поскольку это име­ет индивидуализированный характер, то для осознания важности мотива­ции к определенному действию необходимо, как нам представляется, на­личие соответствующих условий, например, таких, как: наличие устрем­ленности к повышению качества своей жизнедеятельности, а отсюда, мо­тивации добиться в этом определенных результатов; наличие способностей к организации деятельности для удовлетворения своих потребностей; со­ответствующие ресурсы для осуществления намеченных действий. А по­скольку мотивация призвана к активизации деятельности индивида, то для этого необходимо наличие следующих условий: адекватная самооценка планируемых целей и определение эффективных действия для достижения намеченного результата. Для осуществления принципа мотивации конку­рентоспособности это как раз и представляет мотивационный процесс, ко­торый, по мнению современных исследователей (Л.М. Митина, Ю.А. Ко- реляков) [158; 118], способствует расширению индивидом своих возмож­ности с целью социальной, профессиональной и личностной реализации. В этой связи, вначале определяется целеполагание деятельности (цель - дос­тижение конкурентоспособности); далее обозначиваются контуры буду­щей профессии; затем формулируются необходимые для данной профес­сиональной сферы соответствующие качества и свойства (цель - успешное выполнение деятельности); и, наконец, осознание себя как представителя данной профессиональной группы. При этом, немаловажным при развитии конкурентоспособной личности является развитие и ее рефлексии, что в условиях вуза направлено на воспитание в студентах уверенности в себе, развития умения адекватно вести себя в различных ситуациях, постоянной поддержки своей работоспособности и т.д. [262, c.309-310]. Отсюда, сту­дент вуза любого профиля при продвижении к состоянию своей конкурен­тоспособности должен развивать в себе определенные качества личности, чтобы быть востребованным в ходе любого вида коммуникации в инфор­мационном пространстве, демонстрируя, при этом, самостоятельность, рефлексию и стрессоустойчивость [264, c.24]. Вот почему так важно пре­подавателю социально ориентировать способности и личностные качества своих студентов на максимальное раскрытие их возможностей для дости­жения ими успеха в том или ином виде деятельности. Для этого в вузе и необходимо актуализировать субъектную позицию каждого студента, обеспечивая ему самоуправленческую деятельность в направлении полно­ценного функционирования его конкурентоспособности. Для этого препо­даватель и способствует развитию у студентов таких качеств, как: инициа­тивность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, на­стойчивость, находчивость, принципиальность, ответственный подход к работе, требовательность к себе, энтузиазм, коммуникабельность, умение располагать людей к себе, умение убеждать, стремление к самосовершен­ствованию и т.д. В этой связи, для реализации принципа мотивации кон­курентоспособности необходимо учитывать следующие положения:

содержание образования должно структурироваться с учетом профиль­ной деятельности будущих специалистов, включая умение самоорганиза­ции в процессе развития информационно-коммуникационной компетент­ности;

постоянное использование информационно-коммуникационных техноло­гий обучения при организации занятий с целью развития у студентов субъ- ектности в ходе достижения ими своей конкурентоспособности;

повсеместное приобщение студентов к активной исследовательской дея­тельности на основе межпредметной интеграции и преемственности про­фессиональной подготовки.

Рассмотренный нами выше педагогический принцип органически связан, как нам представляется, с таким принципом, как принцип техно­логического подхода, в основе которого в той или иной степени всегда будет присутствовать на любом образовательном пространстве обращение к информационно-коммуникационным технологиям, поскольку сама ин­формационная среда дидактически немыслима без технологичности обра­зования. Более того, используемые в образовании педагогические техноло­гии часто содержат в себе элементы информационной технологии, по­скольку сегодня образовательный процесс тесно увязан с внедрением ком­пьютера как образовательного ресурса. И сами информационные техноло­гии обучения несут в себе черты педагогической технологии с ее целост­ностью и системностью, преемственностью и интегративностью, проекти­рованием и самоорганизацией, и т.д. Таким образом, принцип технологи­ческого подхода, связанный, по сути, с технологией обучения и воспита­ния, напрямую «работает» на обеспечение достижения поставленных це­лей, в частности, на эффективное стимулирование саморазвития информа­ционно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обуче­ния в вузе.

В настоящее время концепция формирования информационно­коммуникационной компетентности довольно широко представлена в ра­ботах многих отечественных исследователей (Д.В. Голубина, А.Н. Завья­лова, C.B. Панюковой, С.П. Седых и др.) [59; 83; 191; 214], в которых фор­мирование этой компетентности рассматривается со следующих позиций: теоретической, методологической, методической и технологической (эти позиции предусматривают и определенную систему взаимодействия всех субъектов учебного процесса). В контексте нашего исследования мы рас­сматриваем последнюю позицию (или уровень) именно с точки зрения технологического подхода к стимулированию саморазвития информаци­онно-коммуникационной компетентности студентов, что предполагает следующее:

четко выверенное целеполагание с обоснованием всех учебных модулей, ориентированных на достижение конкретных результатов;

обеспечение стройной системы формирования у студентов информаци­онно-коммуникационной компетентности;

подготовка необходимого дидактического инструментария с привлечени­ем программного обеспечения;

постоянное проведение промежуточного оценивания учебных результа­тов с целью корректировки технологии образовательного процесса;

- заключительная оценка результатов конкретного пройденного учебного этапа, содержание которого охватывает как прохождение учебного мате­риала, так и определения уровня его усвоения; а также, каким образом оно достигнуто, т.е. наличия технологий и форм организации учебной деятель­ности, методов обучения и диагностики его результатов, что, в конечном счете, и влияет на образованность студентов и дальнейшее их развитие.

Таким образом, в более общем виде принципу технологического подхода должны быть присущи концептуальность (философское, психо­логическое, социально-педагогическое и дидактическое обоснование обра­зовательных целей); системность (целостность разработки и реализации образовательного процесса, направленного на формирование информаци­онно-коммуникационной компетентности, а также логика и взаимосвязь всех компонентов этого процесса); управляемость (варьируемость методов и средств обучения с целью коррекции результатов); эффективность ре­зультатов (продуктивность заложенных параметров, связанных, в частно­сти, со стимулированием саморазвития информационно -

коммуникационной компетентности студентов); воспроизводимость прин­ципа технологического подхода другими преподавателями [153].

Следует отметить, что при использовании принципа технологиче­ского подхода обязательно учитывается мотивация к самостоятельному обеспечению саморазвития своей информационно-коммуникационной компетентности, что может присутствовать, как правило, только в услови­ях практической деятельности. Поэтому преподаватель при выборе ин­формационно-коммуникационных технологий должен определять их ди­дактическую эффективность, особенно если это касается вопроса усиления мотивации студентов к повышению своей информационной и коммуника­ционной компетентности.

Возьмем, к примеру, проблемно-модульный аспект технологическо­го подхода, в котором заложены информационная база технологии, ее ин­формационная и методическая поддержка и блоки актуализации. И здесь важно подчеркнуть, что в принципе технологического подхода заложено исследовательское начало, что способствует познавательной деятельности уже не только студентов, но и самих преподавателей, помогая им обосно­вывать свои интуитивные находки. А это значит, что принцип технологи­ческого подхода содействует интеллектуальному развитию молодых лю­дей, выражая собой процедуру действий, а не декларацию намерений. Процесс формирования умений и навыков оперирования информацией при этом внутренне детерминирован мотивацией студентов к саморазвитию информационно-коммуникационной компетентности, а потому здесь осу­ществляется опора на логический механизм мышления, чтобы привнести в формирование информационно-коммуникационной компетентности лич­ностный смысл [128].

Итак, опора на принцип технологического подхода предполагает понимания технологии обучения с точки зрения направления ее на разви­тие информационной культуры личности и ее творческих способностей, для чего, в процесс обучения и включается система разноуровневых твор­ческих заданий, а также различных разноплановых исследовательских проектов.

Так, уже на младших курсах надо использовать применение инфор­мационно-коммуникационных технологий эвристического типа, по своей сущности воздействующих на интеллектуальный и поведенческий статус студентов. При этом, потребность в культуре общения в облас­ти профессионально-информационных контактов возникает там, где нужно не ординарное исполнение, а включение мышления, что побуждается не­стандартной ситуацией. Например, формой предъявления учебного мате­риала при использовании информационных технологий для формирования новых знаний является чередование проблемных ситуаций, предполагаю­щих необходимость обязательного поиска способов их разрешения, а от-

 

Это, в частности, связано с формированием информационной куль­туры студентов, что часто предполагает обучение своего рода потребите­лей информации разного уровня. Например, при введении курса «Основы информационной культуры» соблюдаются следующие требования: содер­жание курса должно носить интегративный характер, а сами структура и содержание курса следует дифференцировать в зависимости от категории обучаемых; обучение должно быть деятельностно ориентированным, иметь практическую направленность и строиться на использовании все­возможных информационных технологий и с помощью современных учебно-методических средств. Данный курс можно построить на блочно­модульной подаче материала. Например, по блокам: «Информационные ресурсы в контексте информационной культуры», «Типы информацион­ных задач и алгоритмы их решения», «Аналитическая обработка источни­ков информации», «Технология подготовки информационного продукта» и другие. В составе каждого блока имеются модули, количество которых может варьироваться в зависимости от профиля вуза, от характера дея­тельности студентов и уровня их подготовки, их отраслевой специализа­ции, информационных потребностей и т.д. Важно, чтобы в этих курсах были заложены элементы творческой деятельности с тем, чтобы у студен­тов на основе исследования той или иной информационной проблемы по­вышался интерес к собственной деятельности, а главное, к самостоятель­ности мышления.

Как показывает практика, принцип технологического подхода в про­фессиональном образовании способствует реализации компетентностного подхода, поскольку технологический подход, так или иначе, формирует у студентов навыки самостоятельного поиска и переработки информации,

В принципе технологического подхода заложены также возможно­сти для рефлексивной деятельности студентов в ходе их мыслительной и практической деятельности, когда они в ходе своей познавательной дея­тельности учатся наблюдать и анализировать свои действия, тем самым, находясь в процессе самоопределении при сопоставлении своих возмож­ностей с внешними требованиями [96]. Эти требования часто отражают социально-культурный характер, в содержании которого присутствует и понятие «информация». Именно на взаимодействии социализации, культу­ры и информации базируется принцип культурологического подхода, который также способствует стимулирования саморазвития информацион­но-коммуникационной компетентности студента.

Сущность данного принципа заключается в том, что он определяет взгляд на образование с точки зрения способа саморазвития той или иной компетенции, а значит, активизации сущностных сил индивида в направ­лении интеллектуального развития в ходе освоения ценностей информаци­онной культуры. Отсюда, культурологический подход способствует уси­лению мировоззренческой позиции личности на основе ценностного под­хода к собственно информации (с точки зрения ценности разного рода дос­тижений) и культуре общения в рамках профессиональных контактов [129].

В этой связи, принцип культурологического подхода в концептуаль­ном аспекте обогащает информационно-коммуникационную компетент­ность студента с точки зрения культурных позиций, в которых культура предстает в виде определенной целостности, обеспечивающей студенту развитие таких умений, как: культура общения с документами, адекватное восприятие социально-значимой информации, умение индивидуализиро-

 

вать информационную деятельность, организация поиска новых знаний, умение создавать качественно новую информацию, способность к инфор­мационному общению, умение комбинировать ранее освоенные знания и навыки, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение вести альтернативный поиск средств и способов решения задачи т.д. Более того, принцип культурологического подхода на вузовском пространстве создает условия для воспитания человека культуры, связывая воедино ак­сиологию и культурную антропологию в целях обеспечения для этого про­цесса комплексностью научных подходов [129]. И здесь тем важным зве­ном информационной культуры можно назвать информационное мировоз­зрение индивида (ценностный взгляд на информационное общество и са­моопределение в нем; умение определять приоритетные информационные ресурсы с точки зрения продуктивного информационное взаимодействия с целью успешной деятельности в информационной среде и т.д.).

Таким образом, вне контекста информационной культуры сегодня уже нельзя успешно осуществлять образовательный процесс, поскольку в стенах вуза воспроизводят культуру в молодом человеке, который всегда будет выступать и целью, и результатом личностно ориентированного об­разования, обусловленного в нашем случае формированием информацион­но-коммуникационной компетентности студентов.

Рассматривая принцип культурологического подхода в контексте нашей проблематики, отметим, что современная ситуация в сфере само­развития информационно-коммуникационной компетентности специали­ста до сих пор характеризуется наличием определенных противоречий, на­пример, между возрастающим интересом к компьютерной грамотности и образованности и в то же время - недостаточной разработанностью спе­цифики культурологического подхода в этой сфере; между потребностью общества в людях с высоким уровнем сформированности информационной культуры и недостаточной методологической разработанностью сущности процесса ее формирования.

В то же время современные представления об информационной культуре специалиста и сложились в результате воздействия процессов информати­зации на профессиональную сферу, где культурологический подход дол­жен занимать очень важное место. Да и сама семантика понятия «культу­рология» (с латинского communicare - делать что-то общим) указывает на природу связи и общения, например, передачу информации от одного дру­гому; взаимодействие для передачи и получения информации; сам процесс обмена информацией и т.д. [252].

Что касается вузовской практики, то культурологический подход в формировании информационно-коммуникационной компетентности сту­дентов необходимо внедрять в индивидуальную программу подготовки будущих специалистов, исходя из их информационной деятельности, на­пример, в рамках участия в массовых вузовских коммуникационных меро­приятиях. Отсюда, как показало исследование, принцип культурологиче­ского подхода может стать основой для перехода от теории к практике, т.е. от владения информационными знаниями до умения оперативно и мо­бильно использовать их в конкретной работе [111].

Вот почему в рамках культурологического подхода огромное значе­ние применительно к учебному процессу могут иметь современные ин­формационные технологии. Например, в ходе создания вузовских средств массовой коммуникации, участие в их работе, а значит, в подготовке, вы­пуске и их оценке дает возможность студентам не просто знакомиться с современными информационными средствами и технологиями, но и при­менить их на практике. Развитая система средств массовой коммуникации в вузе (вузовские газеты, интернет-сайт, радио, телевидение, и т.д.) пре­доставляет студентам широчайшие возможности не просто по освоению современных информационных технологий, но и по получению навыков

обработки и распространения информации, что очень ценно для эффектив­ного формирования информационной культуры студентов.

Речь здесь идет и по преобразованию образовательной деятельности, и по самоорганизации приемов самообучения. Это касается и самооргани­зации изменений, когда студент более ясно начинает осознавать потребно­сти в изменениях; он ищет пути для удовлетворения своих потребностей через информационно-коммуникационные технологии; он отбирает спосо­бы для решения профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы в информационном пространстве; он ставит новые цели для самореализации [165]. И здесь стимулирование саморазвития информаци­онно-коммуникационной компетентности студента в контексте принципа культурологического подхода может реализоваться в различных моделях, например, при создании мультимедийной образовательной среды; при са­мопрезентации студента в ходе демонстрации своего информационного продукта; при проявлении информационной самозащиты студента для со­хранения своей автономности в мультимедийной среде.

Все это ведет к тому, что принцип культурологического подхода способствует овладению студентом высокого уровня информационной об­разованности, создавая прочный фундамент развития мотивационной сфе­ры как для грамотного структурирования знаний, так и в направлении ос­воения различных отраслей информационной деятельности, формируя, тем самым, способность к умению использовать информационные техно­логии для формирования новых знаний. Таким образом, информационно­коммуникационная компетентность студента в контексте культурологиче­ского аспекта может выступать и в виде социокультурного феномена, по­скольку информатизация всех сфер человеческой деятельности в той или иной степени способствует саморазвитию личности молодого человека, который в условиях свободного доступа к информации включается в со­циальные коммуникации и в информационное пространство в целом [1].

В заключение отметим, что становление у выпускника вуза как бу­дущего специалиста его информационной культуры является важнейшим звеном профессионального образования. Проведенный анализ ведущих принципов стимулирования саморазвития информационно­коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе показал, что выпускник вуза как аттестованный специалист должен обла­дать следующей характеристикой: владеть интеллектуальной, информаци­онной и исследовательской культурой; проявлять гуманитарную и комму­никационную культуру; уметь демонстрировать инновационность в ис­пользовании компьютерных технологий и т.д. Всему этому могут способ­ствовать определенные педагогические условия стимулирования самораз­вития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза, что мы и рассмотрим в следующей главе настоящего исследования.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (15.05.2018)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%