Четверг, 21.06.2018, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Современные представления о стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих

Современная жизнь человека насыщена большим количеством стрессовых ситуаций, играющих значительную роль во всех сферах его деятельности. В отдельных случаях они оказывают положительное воздействие, способствуя формированию устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, в других же их чрезмерное влияние может дестабилизировать работу всех функциональных систем и приводить к необратимым процессам.

В соответствии с данными, опубликованными в средствах массовой информации Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006 году, следует, что только в Европе из 870 млн. человек около 100 млн. постоянно испытывают состояние тревоги и депрессии; 4 млн. страдают биполярными аффективными расстройствами и 4 млн. - паническими расстройствами. Одновременно с этим приводятся неутешительные сведения о количестве зарегистрированных случаев общественно опасных действий, совершенных психически больными людьми. Только в период с 1995 по 2005 год их рост составил 36,6% (42 450 случаев - в 2005 году) [35].

Представленные данные являются достаточно закономерными в условиях постоянного физического и эмоционального напряжения, которые испытывает человек в повседневной деятельности, и неслучайно достаточно большое количество различных публикаций посвящается поиску эффективных способов противостояния их негативному влиянию, раскрывая понятия стресса как:

- стрессор. Любое внешнее воздействие (событие), вызывающее у человека напряжение (возбуждение), направленное на адаптацию к этому воздействию [225];

стрессовая реакция. Субъективная реакция, отражающая внутреннее психическое состояние: проявление эмоций, защитных реакций, и процессы по преодолению стресса [73];

симбиоз стрессора и стрессовой реакции организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [23].

Согласно концепции Р.С. Лазаруса, «стресс» принято подразделять на психологический (эмоциональный) и физиологический виды [101]. Физиологический стресс непосредственно связан с влиянием реального физического раздражителя. К нему относят болевые воздействия, чрезмерную физическую нагрузку, условия экстремальных температур. К психологическим стрессам причисляют необходимость принятия решения, ответственность за порученное дело (участок работы), переживания, обиды, конфликты, сигналы опасности [225].

Во время действия физиологического стресса происходит нарушение информационных связей между различными функциональными системами организма, каждая из которых начинает работать отдельно от других, включая свои защитные механизмы для поддержания своих показателей. Длительное воздействие стресса ведет к изменению работы систем, что сопровождается снижением иммунитета и ухудшением здоровья. Для эмоционального стресса характерным является чрезмерное напряжение организма (выше его защитных свойств), подразумевающее осознание личностью фактора угрозы и ожидание его воздействия (предполагаемое воздействия). Это не только первичные реакции на экстремальные воздействия (эмоциональные и поведенческие) биологической или социальной среды, но и физиологические механизмы, лежащие в их основе [118]. Указанное касается характеристик общего эмоционального фона, который под воздействием стрессобразующих факторов приобретает негативный, мрачный и пессимистичный оттенок. При продолжительном стрессовом воздействии человек по сравнению с его нормальным состоянием становится более тревожным, теряет веру в успех и может впасть в депрессию. Отмечаются сильные эмоциональные вспышки негативного характера - раздражительность, гнев, агрессия, а в отдельных случаях и аффективные состояния [101].

Следует заметить, что такое разделение понятия стресса (выделение психологической и физиологической составляющих) весьма условно. В 1866 году И.П. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показав, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы [171], т.е. физиологический стресс всегда связан с элементами психического, а при психическом стрессе всегда происходят физиологические изменения.

В статье основоположника теории стресса Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами» отмечается, что происходящие реакции являются стереотипными и запрограммированными, необходимыми для подготовки организма к физической активности (к сопротивлению, борьбе или бегству) [172].

В рамках проведенных исследований ученый выделил производные «стресса», его положительные (эустресс) и отрицательные (дистресс) формы и три фазы протекающих реакций:

Первая фаза - стадия тревоги. Фаза мобилизации защитных сил организма, которые повышают его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Организм функционирует с большим напряжением, однако структурных перестроек не происходит, организм сам справляется со стрессами за счет функциональной мобилизации всех систем.

Вторая фаза - стадия стабилизации и сопротивления, фаза сбалансированного расходования адаптационных резервов организма. Под действием раздражителей, действующих в первой фазе, все системы человека нормализуются. Параметры, выведенные из равновесия, закрепляются на новом уровне.

Третья фаза - стадия истощения. Организм, исчерпывая свои резервные возможности, включает механизмы структурной перестройки [172].

Г. Селье отмечал, что «эустресс «тонизирует» работу организма и «способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему), однако его возникновение требует наличия определенных условий: положительный эмоциональный фон; опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее; одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; наличие достаточных внутренних ресурсов для преодоления стресса» [173, с. 14].

При отсутствии этих условий или при значительном воздействии на организм ряда факторов негативного характера первичный стресс переходит в его повреждающую форму - дистресс, являющуюся наиболее опасным видом стресса, обладающим разрушительным действием. При возникновении данной формы происходит наложение одной стрессовой ситуации на другую, и человек, не адаптировавшись к одной стресс-ситуации, попадает под действие другой, что, в свою очередь, при длительном воздействии приводит к психозам и нервным срывам [30] (рисунок 1).

Факторы, способствующие возникновению дистресса, могут носить как объективный, так и субъективный характер [173]:

эмоционально-когнитивные факторы (факторы, обусловленные недостатком информации, негативным прогнозом, чувством беспомощности и т.д.);

чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

длительное стрессовое воздействие, приводящее к истощению адаптационного ресурса.

В 1967 году последователь теории Г. Селье профессор С.В. Березин ввел понятие «тревожный ряд», представляющий: «значительный элемент процесса психической адаптации к стрессу» [17, с. 14]:

Ощущение внутренней напряженности. Общей чертой является настороженность, которая не имеет ярко выраженного оттенка, угрозы и которая является лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

Гиперестезические реакции. Нарастание тревоги переходит в более значимую фазу, придается отрицательная окраска еще не состоявшимся событиям, множество несущественных мелочей становится значимыми, усиливающими состояние тревоги, повышается раздражительность;

Тревога. Центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения;

Страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Неясная угроза в сознании становится навязчивой и приобретает конкретное направление, смещается к отдельным объектам, которые расцениваются как угрожающие, что не всегда соответствует действительности. У субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастает интенсивность тревоги, приводящая к личному умозаключению о ее неизбежности и невозможности предотвращения грядущего события;

Тревожное возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает [17].

Указанные феномены тревожного ряда проявляются индивидуально, в зависимости от внутренней стабильности организма. Одновременно «страх» является наиболее опасным из них. Под его влиянием происходит: «резкое ухудшение или обострение чувствительности, плохая осознанность восприятия, рассеянность внимания, трудности в сосредоточении на главном, возникает состояние безынициативности, пассивности, депрессивности» [14, с. 13]. Описывая данный континуум, А. Кемпински (1987) определил его как конкретную структурную организацию всех психических компонентов, имеющихся у человека и направленных на решение проблемы, включая процессы: «предвидения результатов действий, их оценки с позиции личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности» [85, с. 128]. Одновременно наиболее сильное и разрушительное воздействие для человека, согласно исследованиям, Ю.В. Щербатых, оказывает страх, проявляющийся только в экстремальных ситуациях и связанный с непосредственной угрозой для жизни и здоровья [213]. Как отмечает Н.В. Панина: «иногда пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым, возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов» [40, с. 12].

Рассматриваемые психические состояния тревожного ряда по характеру протекающих реакций подразделяются на отдельные фазы. Н.И. Наенко выделил основные из них: «..., активное бодрствование, психомоторное напряжение, психоэмоциональное напряжение, психоэмоциональная напряженность, психоэмоциональный стресс, фрустрация и аффект» [121, с. 105].

Согласно исследованиям Ю.Ю. Палайма, при нахождении организма в режиме активного бодрствования у человека проявляются «нервно-психические напряжения, характеризующиеся выполнением произвольных действий, не имеющих эмоционального значения на фоне низкого уровня мотиваций (отсутствие энтузиазма, вовлечения в деятельность)» [143, с. 16-18].

Дальнейшее нахождение организма в этом состоянии ведет к возникновению операционного напряжения: повышается уровень мотивации, появляется значимая цель, увеличивается сложность и эффективность деятельности. Как отмечает Н.И. Наенко: «человек справляется с поставленными задачами в повседневной деятельности, происходит: активизация нервной системы, повышение уровня гормональной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно изменения в психической деятельности характеризуются увеличением объема и стойкости внимания, усилением способностей концентрироваться на задании; в психомоторных характеристиках человека происходит уменьшение частотных и амплитудных характеристик тремора, увеличивается точность и скорость движений» [126, с. 37].

При переходе организма в наивысшую степень психоэмоциональной напряженности при его длительном нахождении в состоянии оперативного напряжения происходит резкое увеличение мотивации, повышается степень ответственности. Отмечается резкая активизация всех гормональных систем (особенно надпочечников), интенсивная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изменения в психической деятельности сопровождаются абстрактностью внимания, затрудняется оперативная память, снижаются скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности (волнение, тревога, ожидание неудачи, порвала) [121].

Психоэмоциональный стресс является наиболее сильной реакцией организма, проявляющейся непосредственно во время выполнения наиболее сложной и опасной работы в условиях угрозы для жизни и здоровья, а также дефицита времени или нехватки информации. Для данного состояния характерны снижение резистентности организма, появление соматовегетативных сдвигов и соматический дискомфорт, дезорганизация психической деятельности.

Психоэмоциональная напряженность и психоэмоциональный стресс - понятия, близкие друг другу. Авторы В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов отмечают, что «для обоих этих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор» [114]. При анализе поведенческих проявлений психоэмоциональной напряженности авторы приводят следующую классификацию:

Импульсивная (возбудимая) форма - связана с процессом чрезмерного возбуждения и понижения активности тормозного процесса, кратковременным ухудшением дифференцировок (ошибочные поспешные действия, суетливость);

Тормозная («торпидная») форма - наблюдается общая заторможенность на основе развития охранительного торможения из-за существенного снижения ресурсов нервной системы;

- Генерализованная («гипобулическая») форма - характеризуется непредсказуемостью, состоянием паники, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем [114].

В трудах Н.И. Наенко отмечается, что продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психопатическим заболеваниям [121]. В то же время, как указывает Ю.Т. Сосновикова: «при овладении индивидуумом адекватными стратегиями поведения в стрессовых ситуациях он может противостоять длительным и сильным стрессам» [184, с. 128].

Проведенный теоретический анализ научной литературы показал, что в настоящее время для описания способностей человека сохранять адекватное психологическое состояние и выполнять задачи в условиях действия стрессоров в науке, как отмечают Т.Т. Щелина и В.А. Колясникова, применяются такие термины, как: нервно-психическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая стойкость к стрессу и многие другие, определение которых составляет общую основу понятия «стрессоустойчивость человека» [211], которая, по мнению М. Кашапова, выражается в способностях поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также сохранять оптимальное психическое состояние в экстремальных ситуациях [84].

Следует отметить, что в настоящее время проблема формирования стрессоустойчивости является актуальной темой обсуждения различного рода изданий, размещенных на электронных сайтах в сети «Интернет», предлагающих рекомендации по ее развитию [217, 218]. Вместе с этим на уровне диссертационных исследований проблема изучена недостаточно. По данным электронно-информационного портала «disser Cat» (электронная библиотека диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ), в настоящее время существует всего 47 (сорок семь) опубликованных диссертационных исследований [215]. Наибольшее количество работ опубликовано в период 2008 - 2010 г.г. (рисунок 2).

Рисунок 2 - Анализ степени разработанности темы исследования по годам научных публикаций

Значительное количество работ приходится на такие направления, как: биологические (21%) и сельскохозяйственные (21%) науки, и только три диссертационные работы (6%) относятся к области педагогических наук. При этом вопросы формирования стрессоустойчивости личности затрагиваются только в одной из них - по направлению педагогики, в рамках рассмотрения процесса формирования стрессоустойчивости у сотрудников милиции общественной безопасности с помощью создания модельных ситуаций (рисунок 3).

Рисунок 3 - Количество работ по проблемам стрессоустойчивости

На рисунке 4 представлен количественный анализ диссертационных исследований по проблеме стрессоустойчивости по различным научным специальностям, из которого видно, что за последние двадцать лет две работы выполнены по общей педагогике и одна по теории и методике профессионального образования.

 

Рисунок 4 - Предметный анализ научной разработанности темы исследования

 

6

 

6


-‘'S’ Гч’*’ Гч^ Г?*1 ГЧ^ ГЧ^3 Сч^ Гч^ Гч^ Гч^ ГЧ^ ГЧ^ Гч'*’

ф" ф' Ф’ Ф’ (S’ Ф’ (S'" (S'’ Ф’ Ф’ Ф’ Ф‘ (J*' Ф’ Ф’ Ф’ Ф Ф' Ф'

#• <£• &■ &■ (S’- (S’- (S’- <$»• (S’- V O' s* \* «?• «?• -?• -?• *?•

Раскрывая современные представления о стрессоустойчивости, следует отметить, что сегодня на вопрос: «что такое стрессоустойчивость и что она включает в себя?» в научной литературе четкого определения нет, а приводятся суждения авторов, определяемые временем развития научной мысли и направлениями научных изысканий.

Так, по мнению В.А. Бодрова, устойчивость к стрессу является сугубо индивидуальной характеристикой личности, которая зависит от целого ряда индивидуальных и личностных качеств (особенностей), и в том числе побуждающих мотивов, личностных отношений, а также особенностей протекающих в организме психических процессов [22].

Как отмечает Е.Ю. Пряжникова, ее характерной особенностью является активный характер, способность видоизменяться (адаптироваться) с течением времени [158].

"Совокупность личных качеств, которые позволяют работнику выдерживать большие интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные спецификой профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих людей и своего здоровья, в психологическом словаре определяется термином «стрессоустойчивость» [181, с. 89].

В научных трудах Б.Х. Варданяна стрессоустойчивость рассматривается как «эмоциональная устойчивость», под призмой особого взаимодействия компонентов психической деятельности, суммарного эквивалента, включая эмоциональный компонент: «... свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации, содействующее успешному выполнению деятельности» [35, с. 542].

Ученый-психолог П.Б. Зильберман раскрывает понятие стрессоустойчивости как «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [62, с. 14].

В трудах ученого-психолога Е.А. Милеряна стрессоустойчивость определяется, как «симбиоз психических реакций по невосприимчивости к отрицательно воздействующим на организм человека эмоциогенным факторам и способность осуществлять контроль, удерживать возникающие астенические эмоции, тем самым обеспечивая успешное выполнение необходимых действий» [119].

Давая определение устойчивости к стрессовым ситуациям, К.К. Платонов пояснял, что это - «способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия» [145, с. 121].

Отождествляя стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью, О.А. Сиротин выделял параметры, которые характеризуют нервную и физическую выносливость. Он отмечал, что стрессоустойчивость - «это способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека» [176, с. 10].

Одновременно С.М. Оя определяет эмоциональную устойчивость «как способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной активности» [141, с. 65].

О.В Лозгачев, рассматривая стрессоустойчивость как «комплексное свойство человека, характеризующее необходимую степень адаптации личности к действию внешних и внутренних стрессоров, которое обусловлено уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [107, с. 158].

Анализируя стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях, А.Н. Данилов полагает, что это: «способность человека переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях» [49, с. 221]. С этой же позиции В.Л. Марищук считает, что это: «способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности» [113, с.83].

А.М. Столяренко, изучая стрессоустойчивость пришел к новому понятию - «экстремальная устойчивость», которое, по его мнению, значительно шире психологической, относящейся к системе устойчивости всей психической деятельности, зависящей от базовых, социально-детерминированных свойств личности. При этом он дополнительно вводит понятия «специальная психологическая устойчивость» и «общая экстремальная устойчивость личности», которые, соответственно, трактуются как:

«результат специального обучения, подготовки человека-специалиста к определенным экстремальным ситуациям и повышенным психологическим нагрузкам. По мере накопления человеком опыта преодоления различных трудных ситуаций в учебной обстановке он уже не так остро реагирует на них в реальной экстремальной ситуации, человеку легче справляться со своими эмоциями и регулировать деятельность;

одно из целостных проявлений внутреннего мира личности, которое не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких» [163, с. 261].

Исследователи В.А. Бодров и А. Обознов используют термин «стрессоустойчивость», под которым они подразумевают: «интегративное свойство человека, характеризующееся необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности» [22, с. 189].

По мнению М.И. Тышковой: «стрессоустойчивость - это: 1) способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации» [197, с. 28].

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как: «системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья» [30, с. 12]. Автор предполагает, что при оценке индивидуальной устойчивости к стрессу необходимо вести учет влияния как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях тревоги, депрессии и гнева, составляющих первичную оценку. Они возникают в результате переживания широкого класса ситуаций взаимодействия с объектами и другими людьми, приводящих к возникновению стресса. При «этом вторичные оценки непосредственно связаны с уровнем активации психофизиологических ресурсов, обеспечивающих деятельность по преодолению затруднительных ситуаций» [30, с. 15].

В диссертационном исследовании Б.Б. Величковского эта общая схема послужила основой для создания Индекса устойчивости к стрессу, «учитывающего как диспозиционные, так и ситуативные компоненты первичных и вторичных стрессовых оценок» [30, с. 17].

А.А. Баранов, используя термин «стрессоустойчивость», понимает под этим «интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует взаимодействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности» [15, с. 11].

В научных трудах С.В. Субботина стрессоустойчивость описывается, как «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности» [192, с. 67].

Для уточнения значения термина «стрессоустойчивость» в профессиональной деятельности военнослужащего представленные авторами определения были разделены на группы с выделением их основных составляющих (таблица 1).

Таблица 1 - Сочетание компонентов в определении «стрессоустойчивость»

Определение

Авторы

Качества

Совокупность личностных качеств,

позволяющая переносить значительные

интеллектуальные, волевые и

эмоциональные нагрузки (перегрузки), которые обусловлены особенностями

профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья

Психологический

словарь

Интеллектуальные, волевые и

эмоциональные

качества личности

Индивидуально-психологическая особенность личности, которая заключается в специфической взаимосвязи

разноуровневых свойств интегральной

индивидуальности, обеспечивающая

биологический, физиологический и

психологический гомеостаз системы

С.В. Субботин

Эмоциональные свойства личности

Комплексное свойство человека,

характеризующее необходимую степень адаптации индивидуума к воздействию экстремальных и/или кумулятивных

внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности

О.В. Лозгачев Ли Канг Хи

Саморегуляционные

способности

Характеристика личности, которая влияет на продуктивность (успешность) деятельности

А.А. Баранов Н.В. Суворова

Функциональные

способности

Интегративное свойство человека,

характеризующее степень адаптации организма к воздействию экстремальных факторов внешней и внутренней среды и уровень его функциональной надежности

В.А. Бодров

Саморегуляционные

способности

Динамическая структура личности,

характеризующая способность индивидуума преодолевать сложные ситуации за счет накопленного опыта с применением технологий саморегуляции

М.Ф. Секач А.А. Напримеров О.Д. Привалова

Саморегуляционные

способности

 

Таблица 1 - Продолжение

Определение

Авторы

Качества

Совокупность личностных качеств

индивидуума, позволяющая преодолевать значительные интеллектуальные, волевые и

эмоциональные нагрузки за счет подавления эмоций

Л. Леви

Саморегуляционные

способности

Характеристика личности, выражающаяся способностью проявлять устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности во время эмоционального переживания

К.К. Платонов

Личностные качества

Интегративное свойство личности,

характеризующееся взаимодействием

четырех психических компонентов

(эмоциональный, волевой,

интеллектуальный, мотивационный),

обеспечивающих оптимально-успешное

достижение цели в сложной эмоциональной обстановке

П.Б. Зильберман

Волевые, интеллектуально­познавательные и

мотивационные

качества

Симбиоз психических реакций по

невосприимчивости к отрицательно

воздействующим на организм человека эмоциогенным факторам и способность осуществлять контроль своих эмоций

Е.А. Милерян

Саморегуляционные

способности

Способность человека переносить большие эмоционально-физические нагрузки в экстремальных ситуациях

А.Н. Данилов М.И. Тышкова

Моральные, волевые качества, способности к саморегуляции

Как видно из таблицы, большинство авторов в понятие стрессоустойчивости включают способность противостоять эмоциональным (психическим) и физическим нагрузкам, связанным с экстремальными условиями, за счет индивидуальных качеств личности. Раскроем их.

В справочниках по психологии подчёркивается, что процессы, отражающие стрессовое состояние, достаточно универсальны: «они свойственны всем живым существам и представляют собой защитные механизмы, направленные на сохранение работоспособности и целостности организма. В результате оказываемого воздействия у человека происходит сознательная переработка эмоций с учетом 'защитных психических свойств личности» [187, с. 72]. При этом во время кратковременного стресса происходит актуализация готовых программ реагирования, при долговременном же стрессе требуется кардинальная (адаптационная) перестройка функциональных систем организма, что может приводить к необратимым процессам ухудшения здоровья.

Выполнение любой работы или любого действия всегда сопровождается эмоциями или достаточно сложным единством эмоциональных переживаний: смех и слезы, радость и печаль и пр. Удовлетворение, состояние комфорта, радости, счастья являются положительными эмоциями, им свойственно состояние равновесия между необходимостью выполнения сложных профессиональных операций, личным желанием и умением человека. В работах А.Я. Левинсона, К.Э. Изарда, С.Л. Яшкина, П.В. Симонова отмечается, что «положительное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психологических процессов, одновременно нахождение в негативном состоянии (печаль, меланхолия, тревога, депрессия, страх паника) отрицательно сказывается на результатах всей деятельности» [72].

По М.И. Еникееву, эмоции являются внутренним организатором процессов, которые обеспечивают внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает ее преодоление путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов [14].

При рассмотрении психоэмоциональных проявлений необходимо отметить особую роль настроений, характеризуемых совокупностью нескольких психических состояний [145, 161]. Настроение определяется как эмоциональное состояние, сопровождающее все переживания и деятельность человека и характеризующее возникающие ощущения: общий фон, в котором человек находится, а также его личное отношение к деятельности в конкретный момент времени (осознанное и бессознательное).

Важно отметить, что психоэмоциональное состояние человека отличается от психического выраженным преобладанием эмоций, поэтому при их выявлении психологами учитывается также такие понятия, как фрустрация и аффект, имеющие внешние и внутренние проявления [31].

Стрессовая ситуация человеком воспринимается индивидуально, величина оказываемого воздействия зависит, в том числе, от скорости реагирования на сам факт ее наступления. В представленных результатах исследований В.Н. Мясищева время по подготовке и перестроению организма в условиях опасности является наиболее важной и биологически значимой величиной [125]. Этот факт реализуется в исследованиях, посвященных соционическим типам личности.

По словам Т.Н. Прокофьевой: «при нахождении в стрессовом состоянии важную роль играет соционический тип человека, характеризующий свойства характера: умение действовать в стрессовых ситуациях, искать возможные пути решения в случае перегрузок, разрабатывать методики повышения личной стрессоустойчивости» [157, с. 64]. Согласно приведенным данным, в настоящее время при определении свойств характера личности психологами широко используются тесты по соционике, которые позволяют специалистам давать рекомендации по преодолению стрессов и критических ситуаций на основании разделения пациентов по группам стрессоустойчивости: «Хрупкие», «Каркасные», «Вязкие» и «Гибкие» [185, с. 183] (рисунок 5).

Стрессонеустойчивые

«Хрупкие»

Стрессотренируемые

«Каркасные»

Стрессотормозные «Вязкие»

Стрессоустойчивые «Гибкие»

Правые

 

Аристократы Рациональность Демократы

 

Демократы Иррациональность Аристократы

 

Левые

 

Рисунок 5 - Группы стрессоустойчивости

Представленные на рисунке термины: «правые/левые», «рациональность/иррациональность» являются основными признаками данных групп, они отвечают за скорость реагирования на стресс и индивидуальные

способности в его преодолении. Признаки «аристократия/демократия» свидетельствуют об отношении личности к стрессу (его крайних позициях): как самые неунывающие - «гибкие», как самые терпеливые - «хрупкие» [157, с. 68].

Стрессонеустойчивые («Хрупкие») - наиболее слабая и наиболее подверженная разрушающему воздействию стресса группа, характеризуемая длительным процессом вхождения и выхождения из стрессовой ситуации.

Относящиеся к такой группе люди лишь небольшое время способны сопротивляться стрессу, и с учетом быстрого истощения внутренних резервов организма они меняют свою линию поведения с противостояния на уход и самоустранение. «Ломаясь» под большим напором стресса, такая группа требует своевременной помощи извне, в том числе специалистов: врачей, психологов. Работа с постоянным психическим напряжением для них имеет противопоказания.

Стрессотормозные («Вязкие») - группа стрессоустойчивости, обладающая более быстрой способностью адаптации к стрессу (переключаться) по отношению к «стрессонеустойчивым». Характерной особенностью является избегание самой мысли, что действительность является стрессовой. Длительное нахождение в условиях стресса у лиц, отнесенных к данной группе, также вызывает острые эмоциональные переживания, которые требуют помощи извне.

Стрессотренируемые («Каркасные») - группа, обладающая высокой стрессоустойчивостью. Лицам со стрессотренируемым типом личности достаточно легко переносить психологические нагрузки: «Легкий стресс гасится мгновенно. Средний стресс воспринимается как тренирующий фактор» [185, с. 186]. Вместе с этим характерной особенностью выделяется относительно невысокая скорость реакции на стресс. Отмечается, что при длительном нахождении в стрессовых ситуациях организм, сохраняя основной «каркас», теряет ряд защитных свойств.

Стрессоустойчивые «Гибкие» - самая сильная по отношению к воздействию стресса группа. Представители этой группы быстрее всех реагируют на стресс и выходят из-под его влияния, они менее подвержены накоплению нагрузки. В стрессовых ситуациях характерным для них является принцип пружины: «пригнувшись» под воздействием стресса, они «распрямляются» и сбрасывают с себя остаточные напряжения, как только нагрузка миновала. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях и сохраняют способность эффективно действовать в стрессе [157, с.74].

Таким образом, стрессоустойчивость можно рассматривать как сложное, многомерное и многоуровневое психическое качество личности (рисунок 6). В котором соединяется единый комплекс способностей и явлений, характеризующихся числом внешних и внутренних условий, которые определяют готовность к действию, в том числе: содержание и характер выполняемых задач, их сложность, новизна, мотивация, оценка конечных

результатов, самооценка, нервно-психологическое состояние организма, эмоциональная устойчивость к стрессовым факторам. Чем выше стрессоустойчивость, тем более продолжительное время организм способен выполнять полезную работу в стрессовых ситуациях.

 

Индивидуальный уровень:

Возраст

Нейродинамические особенности Темперамент

 

Личностный уровень: Направленность (мотивационный компонент)

Особенности характера

 

Опытно-накопительный уровень (проблемные ситуации и задачи ) Стресс факторы_________________

 

Стресоустойчивость, как интегральная характеристика личности

 

Субъективно-деятельносный уровень: Уровень развития общих и специальных способностей и профессиональных умений

^Уровень иптелектуального развития

 

Рисунок 6 - Уровневая модель стрессоустойчивости

 

Согласно исследованиям В.Л. Марищука, для разработки педагогических условий, формирования психических качеств, таких как стрессоустойчивость, необходимо выделение компонентов, воздействия на которые позволили бы управлять их изменением [113].

Исходя из проведенного теоретического исследования, в структуре стрессоустойчивости следует выделять следующие компоненты:
психофизиологический, деятельностный, волевой, когнитивный, эмоциональный, мотивационный и саморегуляционный (таблица 2):

Таблица 2 - Контент-анализ данных литературы по проблеме стресоустойчивости

Авторы

Направленность исследований

Компонент

стрессоустойчивости

Марищук В.Л. Евдокимов В.И. Милеряна Е.А.

Реакции организма на стрессовые ситуации

Психофизиологический

Величковский Б.Б. Секач М.Ф. Напримеров А.А. Привалова О.Д. Данилов А.Н.

Тышкова М.И. Бережная Н.И.

Индивидуальная устойчивость личности к сложным ситуациям

Деятельностный

(опытно­

накопительный)

Березин С.В.

Адаптация организма к стрессу (Тревожный ряд)

Волевой

Бодров В.А.

Лозгачев О.В.

Ли Канг Хи

Воздействия на организм экстремальных факторов внешней и внутренней среды

Волевой

Интеллектуальный

Когнетивный

Деятельностный

Кемпински А.

Панина Н.В.

Влияние чувства страха на структурную организацию психических компонентов

Когнетивный

Платонов К.К.

Проявление моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности во время эмоционального переживания

Наенко Н.И.

Отдельные фазы протекающих реакций тревожного ряда

Эмоциональный

Зильберман П.Б.

Эмоциональная устойчивость организма

Мотивационный

Эмоциональный

Интеллектуальный

Варданян Б.Х. Субботин С.В.

Ильин Е.П.

Свойства личности

Мотивационный

Психофизический

Баранов А.А.

Суворова Н.В.

Психологическая характеристика личности

Интеллектуальный

Леви Л.

Левинсон А.

Изард К.

Симонов П.В.

Еникеев М.И.

Фролов М.В. Вайнштейн И.К.

Эмоции стрессового состояния

Саморегуляционный

Мясищев В.Н. Прокофьева Т.Н.

Скорость реагирования на стрессовые ситуации

Саморегуляционный

Вместе с тем необходимо отметить, что значимость этих компонентов для разных видов профессиональной деятельности неодинакова.

В этой связи важной представляется мысль, высказанная В.А. Пономаренко, что «нельзя повысить надежность действий человека, работающего в экстремальной ситуации, путем отработки только сенсомоторных исполнительских действий, доведенных до автоматизма, так как это противоречит объективной психологической сущности нештатной ситуации» [149, с.40 ]. Поэтому необходима разработка условий для формирования всех компонентов стрессоустойчивости.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.05.2018)
Просмотров: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%