Четверг, 21.06.2018, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Разработка диагностических параметров оценки стрессоустойчивости военнослужащих

Во многих педагогических исследованиях для оценки сложного психического образования, состоящего из нескольких компонентов, рекомендуется разрабатывать обобщенный показатель, с помощью которого можно охарактеризовать количественно и качественно уровень его развития [104].

В рамках проведенного теоретического анализа было выявлено, что общей методики оценки уровня стрессоустойчивости с выделением волевого, мотивационного и саморегуляционного компонентов нет. Вместе с этим в различных научных источниках выделяются психическая и физиологическая составляющие стрессоустойчивости, оцениваемые исследователями с помощью психологических тестов и показателей деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма, характеризующих нахождения организма в стрессе (таблица 8).

Так, в настоящее время оценка выделенных признаков осуществляется посредством: применения вербальных шкал и вопросников (определение уровней тревоги и депрессии); проективных методик (в том числе метод цветовых выборов М. Люшера); применения невербальных методов в анализе пространственно-временных параметров (мимика, пантомимика, движение глаз, тембр и интонация); регистрации физиологических параметров с помощью полиграфа (частота сердцебиений и дыхания, уровень кровяного давления, тремор и подвижность, глазодвигательные реакции, кожно-гальваническая реакция), электрокардиографии (сравнения значений R-R интервалов сердечного ритма через определенные интервалы), химического анализа крови с выделением уровня кортизола и пр. [93, 109, 121, 135, 138, 147].

Таблица 8 - Контент-анализ данных литературы по проблеме

стрессоустойчивости

Автор

Направленность

исследований

Признаки стресса

Селье Г.

Реакции организма

Вегетативные изменения

Психические проявления

Стреляу Я.

Зависимость устойчивости к стрессу от типа темперамента

Психомоторный тип (функциональность ЦНС)

Березин С.В.

Тревожный ряд

Психические проявления

Кемпински А. Панина Н.В.

Страх

Психические проявления

Наенко Н.И.

Отдельные фазы протекающих реакций тревожного ряда

Психомоторные проявления - тремор, изменение точности и скорости движений. Вегетативные - активизация нервной системы, повышение уровня

гормональной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Психические проявления - объем и стойкость внимания, способности концентрироваться на задании

Марищук В.Л. Евдокимов В.И.

Психоэмоциональная напряженность и психоэмоциональный стресс

Внешние - изменения в мимике, проявления таких поведенческих реакций, как: скованность движений, или суетливость, ступор, ошибочные поспешные действия, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног.

Вегетативные изменения

Левинсон А.

Изард К.

Яшкин С.

Левинсон А. Симонов П.В. Еникеев М.И.

Эмоции стрессового состояния: печаль,

меланхолия, тревога, депрессия, страх, паника

Внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях - напряжений необходимых для борьбы мышц, учащение дыхания и сердцебиения, изменение состава крови, повышение ее свертываемости на случай ранений, мобилизаций резервов из внутренних органов

Величковский Б.Б.

Оценка индивидуальной устойчивости к стрессу

Изменение вегетативных показателей (Индекс стресса)

Мясищев В.Н. Прокофьева Т.Н.

Скорость реагирования на наступление стресса

Соционический тип личности

Однако эффективность применения данных методов на занятиях по физической подготовке ввиду динамичности их проведения достаточна неоднозначна. Физические упражнения, характеризующие основные и специальные качества, выполняются в движении, а представленные методики ориентированы на нахождение человека в стационарных неподвижных положениях, кроме этого, в своей основе почти все они сводятся к выявлению отклонений с патологиями: шизофрения, депрессивные состояния и т.д.

Так, анализ представленных на информационном портале научной библиотеки Е.И. Овсянкина (2010 г.) результатов применения вербальных шкал в оценке уровня стрессоустойчивости уже на этапе проектирования позволил отказаться от таких методик, как: шкала депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale), опросник Бека (Beck Questionnaire), шкала самооценки депрессии Уэйкфилда (Wake field Self-Assessment Depression Inventory), шкала госпитальной тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale), оценочная шкала депрессии Гамильтона (Hamilton Rating Scalefor Depression) [216]. Данные опросники хорошо зарекомендовали себя при диагностике уровня хронического стресса, однако их информативность и достоверность в рамках работы недостаточна. Представляемые шкалы не позволяют проводить динамическое наблюдение за испытуемым с учетом их низкой валидности (ответы легко запоминаются, могут воспроизводиться при повторных опросах, что искажает результаты повторного тестирования). Также в них отсутствуют методики выявления и коррекции стрессовых состояний.

Одновременно было отмечено, что представленные методики оценки компонентов стрессоустойчивости по физиологическим показателям требуют также обобщения информации с учетом их выборочности в оценке качеств, характеризующих выделенные компоненты стрессоустойчивости:

комплексная оценка волевых качеств с помощью метода самооценок (Е.С. Махлах и И.А. Раппопорт);

оценка волевых качеств (выдержка) по изменению показателей вегетативной системы: КГР, ЧСС, частота дыхания (В.Н. Мясищев);

определение степени развития решительности по готовности к выполнению сложного («опасного») упражнения (И.П. Петяйкин, Г. Калашников, Н.Д. Скрябин,

И. Высоцкий);

измерение волевых усилий по изменениям физиологических показателей: кожно-гальванической реакции, частоте сердечных сокращений (В.В. Корж и

Н. Носов);

- оценка степени развития упорства (тест Г. Тортона).

Фиксация физиологических показателей представленных методик достаточно проста и может осуществляться на занятии по физической подготовке с применением различных электронных приспособлений, таких как: пульсометры, тонометры и т.п. в полевых условиях в рамках отработки сложных нормативов (описанных ранее). Однако при интерпретации результатов авторами отмечаются определенные сложности, связанные с необходимостью создания специальных условий (отсутствие опыта выполнения предлагаемых проб, проверка полученных результатов с проведением дополнительной комплексной оценки испытуемых): степень вегетативных сдвигов, тремор, кожно-гальванической реакции, обнаружение наблюдающихся у человека типологических особенностей свойств нервной системы по балансу процессов возбуждения и торможения [116].

Одновременно на этапе теоретического анализа существующих методик оценки стрессоустойчивости было выявлено, что одним из показателей, влияющих на восприятие возникающих ситуаций человека как стрессовые, является текущее состояние здоровья (психическое и физическое), которое может быть оценено по количеству заболеваний в предшествующий испытанию период (таблица 9).

Таблица 9

Контент-анализ данных литературы по учету состояния здоровья в оценке устойчивости к стрессу

Автор

Направленность исследований

Методы исследования

Паукова А.Б. Спилбергер Ч.Д. Ханин Ю.Л.

Оценка текущего состояния здоровья в условиях стресса

Общенаучные методы

Павлов И.П.

Теория экспериментального невроза

Определение функциональности ЦНС

Лазарус Р.С.

Когнитивная теория стресса

Общенаучные методы

Гиссен Л.Д.

Психо-профилактическая работа в спортивных сборных командах

Общенаучные методы

Согласно мнению ученых, чем меньшее количество заболеваний было испытано организмом, тем выше его сопротивляемость стрессу и соответственно выше стрессоустойчивость. Как отмечает Р.С. Лазарус: «Стресс наступает, когда

человек считает, что обстоятельства предъявляют ему слишком высокие требования» [101, с. 7]. Основываясь на данном утверждении, можно заключить, что человек, перенесший заболевание, может испытывать стресс, связанный с психологической неготовностью к выполнению упражнения, т.е. у человека могут появляться мысли, что организм не готов к предстоящей нагрузке, которая является неизбежной, и на этой почве испытывать стресс. Логично, что «шанс на стресс» тем выше, чем чаще болел человек до предстоящего испытания [19, 25, 175].

Следует отметить, что в соответствии с руководящими документами по физической подготовке в вооруженных силах к учебным занятиям допускаются только военнослужащие, отнесенные по результатам ежегодного медицинского освидетельствования к I или II группам здоровья, обладающие положительные результаты функциональных проб [130, 168]. Данные группы устанавливаются военными специалистами на основании пояснений к соответствующим статьям перечня расписания болезней, утвержденных ведомственными приказами. При этом, временные функциональные расстройства, имеющие место в текущем году и предшествующие медицинской проверке: психические расстройства, болезни нервной системы и болезни кроветворных органов, а также последствия травм, отравлений и других воздействий внешних факторов, в соответствии с выделенными в ходе анализа типовыми статьями приказов не являются основанием для перевода военнослужащих в III группу состояния здоровья [153].

Таким образом, можно констатировать, что основными показателями уровня стрессоустойчивости военнослужащего с учетом ее психической и физиологической составляющей будут являться соционический и психомоторный тип личности, вегетативный показатель и состояние здоровья, учет которых должен основываться на данных педагогического и психофизиологического контроля.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (18.05.2018)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%