Пятница, 20.04.2018, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Группы риска

Прежде всего надо заметить, что человек представляет собой сложнейшую из всех известных в мире систем, и предсказать его поведение - труднейшая задача.

Полной картины, раскрывающей свойства человеческой личности, мы пока еще не имеем. Известно, что поведение человека определяется бесчисленным множеством различных обстоятельств, действующих в разное время и при различных условиях. Все это усложняется в связи с тем, что многие из указанных обстоятельств не производят сразу видимого действия, а «откладываются» в сознании человека, накапливаются и затем сочетаются с другими, положительными и отрицательными воздействиями. Саморегулирование, гибкость и подвижность сознания, разная глубина предвидения, корректировка поведения на основе «обратной связи» приводят к тому, что действие личностных свойств переплетается с влиянием объективных событий текущей действительности. Есть и два принципиальных момента, которые существенным образом затрудняют предсказание поведения конкретного лица: 1) уникальность каждого человеческого индивида и 2) статистический, вероятностный характер причинных связей в человеческом сознании.

Поэтому невозможен никакой индивидуальный прогноз, рассчитанный на то, чтобы точно сказать, как будет себя вести данное лицо завтра или через год, в какой-то конкретной жизненной ситуации, например, пытаться утверждать, что именно этот человек на будущей неделе вступит в пьяную драку и совершит убийство. Такое «предсказание» основывалось бы на фаталистических представлениях о поведении человека, рассматривало бы его как «игрушку судьбы» или, что еще хуже, выводило бы поступки человека из его прирожденных особенностей.

Однако индивидуальный прогноз возможен, если его природа будет соответствовать природе самого человеческого поведения, т.е. если он будет строиться в вероятностном аспекте. Другими словами, мы можем утверждать лишь о большей или меньшей вероятности того, что данный человек поступит так, а не иначе; что от одного лица с большим основанием можно ждать хорошего поступка, чем от другого, и т.д. По существу на таких прогнозах базируются многие человеческие взаимоотношения, индивидуальные оценки и характеристики. Это относится и к преступному поведению.

Исследования и практический опыт говорят о том, что в обществе существуют социальные слои и группы людей, более склонные в силу сложившихся обстоятельств их жизни к совершению преступлений, чем другие. Статистика показывает, что эти слои и группы не совпадают с классовым, национальным, возрастным или профессиональным делением общества, хотя оно и имеет с рассматриваемым нами вопросом известную связь. Тем не менее критерии определения этих социально опасных групп населения (назовем их «группами риска») специфичны. Поисками таких критериев занимались многие зарубежные и российские ученые.

Сам термин «группа риска» имел первоначально медицинское происхождение и употребление. Речь шла о группах людей, физиологические данные которых, а также условия их жизни свидетельствовали о повышенной вероятности того или иного заболевания. Например, люди слабого телосложения, живущие в неблагоприятных условиях (плохое питание, тесное жилище и т.д.), скорее могут заболеть туберкулезом, чем другие. В медицинской науке уже давно разработаны системы показателей, характеризующих подобные группы риска для разных видов соматических и психиатрических заболеваний.

Такого же рода работу пытались проделать и криминологи. Еще в первой половине XX века американские ученые - супруги Шелдон и Элеонора Глюк составили прогностические таблицы для несовершеннолетних правонарушителей, описав в них три группы факторов: так называемый «социальный фон» (точнее - образ жизни подростка), психологические особенности личности и психиатрические характеристики. Сочетание этих факторов, по мнению авторов, должно было свидетельствовать о повышенной вероятности того, что такое лицо встанет на преступный путь.

Опыт супругов Глюк оказался полезным и был использован и в других странах. Например, польский центр пенитенциарных исследований еще в 60-е годы, изучив группу несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 13 до 17 лет, выделил следующие признаки «общественной деморализации» подростка, дающие основание предполагать его последующее преступное поведение: 1) отставание в учебе свыше трех лет; 2) уход из родительского дома; 3) алкоголизм в возрасте до 14 лет; 4) прежняя судимость. Эти признаки были положены в основу профилактической работы с подростками по месту их жительства и учебы.

Аналогичные исследования проводились и в нашей стране. Одной из наиболее полных по числу исследованных признаков явилась работа В. Д. Ермакова, Н. М. Гуськова и Е. Н. Савинковой, проведенная в 80-х годах во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Авторы выделили 121 показатель, характеризующий в 47 случаях негативные условия социальной среды и в 74 случаях - негативные личностные особенности, детерминирующие преступное поведение несовершеннолетних.

Однако этот перечень оказался слишком велик и потому неопределенен: почти у каждого мальчика или девочки найдется в биографии хотя бы один из упомянутых показателей. В результате «группа риска» становилась расплывчатой, а прогноз - ненадежным. Поэтому авторы далее сузили систему показателей, выделив из нее только те факторы, которые, по мнению специалистов, характеризуются либо повышенной распространенностью, либо особой криминогенной значимостью. Назовем основные из них, указанные авторами этого исследования:

1.    Негативные условия жизни и воспитания:

-     антиобщественное поведение родителей;

-     алкоголизм, нервно-психические заболевания родителей;

-     низкий уровень культуры в семье;

-     отсутствие у подростка родительского дома и постоянного места жительства;

-     унижение достоинства подростка дома, в школе или на работе;

-     поощрение или сокрытие фактов аморального и противоправного поведения подростка (безнаказанность);

-     обучение и воспитание в детском доме, интернате и т. п.

2.    Негативные особенности личности и поведения:

-     прежняя судимость; совершение иных противоправных поступков;

-     значительное сужение круга интересов и потребностей;

-    завышенная оценка собственной личности; высокий уровень притязаний и самооправдания;

-    негативное отношение к нравственным ценностям;

-    злобность, грубость и мстительность;

-    безразличие к другим людям, включая близких;

-    пьянство, употребление наркотиков, азартные игры;

-    побеги из дома или воспитательных учреждений;

-    ранние половые связи, половая распущенность;

-     привычка к присвоению чужого, насилие над слабыми товарищами. Несколько позднее ученые стали составлять прогностические таблицы, включающие не только качественные, но и количественные показатели. Например, украинский исследователь А. П. Закалюк на основе изучения трех тысяч преступников построил таблицу, где каждой черте личности придавалось численное значение (например, участие в скандалах и конфликтах - 8 баллов). В сумме, если набралось больше 80 отрицательных баллов, можно прогнозировать совершение в будущем преступления. При значении от 40 до 80 баллов прогноз неопределенен; меньше 40 - нет оснований ожидать преступного поведения.

Понятно, что подобные таблицы не могут ни в каком случае служить основанием для ареста или иных принудительных мер; они имеют лишь вспомогательное значение, используясь для профилактической работы (трудоустройство, работа с родителями и т.п.).

Большинство прогностических исследований посвящено несовершеннолетним. Почему? Надо полагать, что это объясняется следующим. Главное в том, что круг социальных факторов, воздействующих на подростка, достаточно определенен и более или менее ограничен; это семья, школа, производство (если подросток работает). Поэтому и изучать их проще, чем это было бы применительно ко взрослому лицу. Кроме того, жизненный путь подростка короток и личность его еще неопределенна и не столь многолика, как это может быть у взрослого. Отсюда и большая надежность прогноза. Аналогичные таблицы, составлявшиеся для взрослых, обладают значительно меньшей прогностической ценностью.

Индивидуальный прогноз полезен, так как дает нам представление о том, чего ждать от той или иной личности. Но он и опасен, так как может прикрепить на долгое время клеймо преступника (или вероятного преступника) к человеку, который, возможно, этого и не заслужил.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.04.2018)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2018



0%