Понедельник, 19.02.2018, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS



Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека



Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности современной избирательной системы РФ

В соответствии с российским избирательным законодательством, на выборах Президента страны применяется мажоритарная система абсолютного большинства. Голосование граждан проводится в едином избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации.

Возможно проведение одного или двух туров голосования. Для того чтобы быть избранным в первом туре голосования, кандидат должен заручиться поддержкой более чем половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов в первом туре не удалось получить более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование, или второй тур. В нем принимают участие два кандидата, получившие в первом туре наибольшую поддержку избирателей. По результатам второго тура избранным считается тот кандидат, которому удалось получить большее количество голосов, по сравнению со вторым кандидатом[1].

Выборы в Государственную Думу РФ проходят по смешанной избирательной системе. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов, 225 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, то есть один округ - один депутат, а остальные 225 депутата - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.

Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.

В статье 88 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» говорится насчет определения результатов выборов по федеральному избирательному округу.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании[2].

Статья 89 того же Федерального закона содержит в себе методику пропорционального распределения депутатских мандатов федерального избирательного округа.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» раскрывается порядок наделения полномочиями членов Совета Федерации, являющихся представителями от исполнительного и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие требованиям данного закона.

Что касается членов СФ, являющихся представителями исполнительного органа, то решение о наделении их полномочиями должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)[3].

Основным законом, определяющим муниципальные выборы, является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с данным Федеральным законом, а так же иными Федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании[4].

Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от разных обстоятельств.

В качестве примера закона субъекта РФ может быть приведен Закон Новосибирской области от 7.12.2006 N 58 – ОЗ (в ред. от 10.12.2013) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в новосибирской области», в соответствии с которым вид применяемой избирательной системы устанавливается уставом муниципального образования.

Если уставом муниципального образования не установлен вид избирательной системы, применяемой при выборах депутатов представительного органа муниципального образования, либо устав муниципального образования отсутствует, то выборы депутатов представительного органа такого муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Если численность избирателей в поселениях, входящих в состав муниципального района, такова, что при образовании одномандатных или многомандатных избирательных округов число депутатов, избираемых на территории одного поселения или части территории одного поселения, превысит две пятых от общего числа депутатов представительного органа муниципального района, то применяется пропорциональная избирательная система либо смешанная избирательная система.

При проведении выборов депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства

Данный закон также устанавливает, что если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов[5].

Вывод: становится понятно, что избирательные системы в федеральные органы государственной власти строго определены в федеральных законах, в то время, как субъекты РФ свободны в выборе избирательной системы при проведении выборов в муниципальные образования.

 

[1] О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ [ред. от 18.06.2017] // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2, ст. 171.

[2] О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ [ред. от 18.06.2017] // Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8, ст. 740.

[3] О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ [ред. от 01.07.2017] // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. № 50 (часть 4), ст. 6952.

[4] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ [ред. от 30.10.2017] // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40, ст. 3822.

[5] О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в новосибирской области: Закон Новосибирской области от 7.12.2006 N 58-ОЗ [в ред. от 10.12.2013] // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 8.12.2006. № 54.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.02.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018



0%